Если вы похожи на меня, то были очарованы осознанием того, что некоторые часы на самом деле не работают от батарейки, а представляют собой сплав крошечных пружинок, шестеренок и винтиков.
Восьмилетний Борна был еще больше заинтригован, глядя на взаимодействие всех этих компонентов через открытую заднюю крышку старых карманных часов, но что, если вы хотели бы иметь такой вид постоянно? Вот тут-то и приходят на помощь часы-скелетоны: их прозрачные или даже несуществующие циферблаты позволяют видеть механизм, даже когда часы находятся на вашем запястье.
Однако если вы похожи на меня, то можете не согласиться с этим определением. Часы со скелетоном или скелетонизированные часы появились в XVIII веке, и, как и многие другие слова, этот термин адаптировался, чтобы означать то, что, по мнению большинства людей, он обозначает. Скелетонизация зародилась во Франции под руководством наставников Бреге, росла в популярности на протяжении XX века и сейчас применяется ко всему – от специальных предложений на AliExpress до чудес высокого часового искусства.
Корни в ручном мастерстве
Если в XVIII веке вы были часовым мастером, то Париж, несомненно, был самым подходящим местом. Одним из лидеров часового дела в то время был Андре-Шарль Карон. Его мастерская на улице Сен-Дени производила работы, благодаря которым он получил титул часовщика короля (в то время Людовика XV). В 1746 году он взял под свое крыло в качестве ученика молодого Жана-Антуана Лепина, который впоследствии стал преемником Карона на посту “королевского часовщика” и, как считается, оказал большое влияние на Бреге, хотя достоверно не известно, учился ли Бреге у Лепина.
Но я упоминаю Андре-Шарля Карона в связи с изобретением, которое часто приписывают ему, – это часы со скелетоном. Хотя фаски, гравировка и полировка вряд ли могут сравниться с лучшими образцами современности, тот факт, что эти образцы часового искусства смогли добиться таких результатов с помощью простых ручных инструментов, впечатляет сам по себе. Немногие из его работ сохранились в веках, но идеология продолжала жить через его учеников, таких как Лепин, и его сына Андре-Шарля.
Настоящая скелетонизация и маркетинговый ход
Вместо того чтобы просто снять циферблат, который во времена Карона представлял собой не более чем незаконченную латунную пластину, идея заключалась в том, чтобы удалить из механизма как можно больше ненужного металла. Таким образом, остаются только самые необходимые детали – мосты, колеса и пластины, или, если хотите, скелет механизма. Лучший способ объяснить это – показать на примере калибров Vacheron Constantin 1120 QP. По сути, это лучший пример того, до каких крайностей можно довести традиционную, истинную скелетонизацию, когда ни одна поверхность не остается незатронутой тончайшей ручной отделкой часов.
Модель ref. 43032 также демонстрирует гравировку – технику отделки, которая обычно используется в паре со скелетонированием. Вряд ли кто-то, взглянув на эти часы, решит, что они недостаточно хорошо отделаны, но что такое высокое часовое искусство, как не постоянная практика изощренного мастерства?
Audemars Piguet активно инвестировал в скелетонизацию с 1970-х годов, даже создав целый отдел, посвященный этому ремеслу. В наши дни название Openworked стало более распространенным и часто используется как взаимозаменяемое со словом “скелетонизация”. В последних моделях марки, например, в длинном названии Royal Oak Selfwinding Flying Tourbillon Openworked in Sand Gold, отсутствуют выемчатые мосты и украшения Vacheron, а используется более угловатый подход к декорированию, но метод, тем не менее, впечатляет.
Скелетонизация не всегда очевидна при взгляде на циферблат. Как и в случае с некоторыми турбийонами, некоторые часовые мастера предпочитают скрывать свое мастерство за массивным циферблатом, так что их работа становится заметной только после того, как вы перевернете его, как, например, в этих часах Parmigiani Fleurier Toric Rattrapante.
Хотя циферблаты (или их отсутствие) не являются необходимостью, когда речь идет о скелетонизированных часах, следует быть осторожным с часами, которые имеют просто “воздушные” механизмы. Например, конструкция часов Stairway to Heaven от Artya настолько парящая, насколько это вообще возможно в механических часах, но это потому, что механизм был создан именно так, а не является вырезанным вариантом другого калибра.
Небольшое замечание по поводу часов с открытым сердцем – так называют изделия, в которых на циферблате через отверстие видно только колесо баланса (или чуть больше механизма). Такие часы популярны, особенно среди тех, кто только начинает знакомиться с часами, поскольку они дают владельцу лишь небольшое представление о том, что на нем механические часы, но я бы не стал называть их скелетонизированными, ажурными или какими-либо другими вариантами этой номенклатуры.
Так какое же слово подходит?
В наши дни любые часы без циферблата называют скелетонизированными, независимо от того, демонстрируют ли они прекрасное произведение искусства или же представляют собой незадекорированную заднюю часть базовой пластины базового механизма. Но, возможно, это проще для широкой часовой общественности. Просто пытаться описать Artya Stairway to Heaven, не используя слово “скелетонизированные”, неуклюже, а “воздушные” или “парящие” просто не подходят, особенно если мы рассматриваем часы с прозрачными или вообще отсутствующими циферблатами без специально разработанного механизма под ними.
Итак, подведем итог: возможно, лучше провести различие между “скелетонизацией” или “ажурной обработкой” и “скелетонизированными” часами или циферблатом. Первое относится к реальной практике, когда мастер кропотливо работает над механизмом с помощью лупы и маленького напильника, а второе может включать в себя все: от специально разработанных механизмов до просто часов без циферблата. Все еще путано? Возможно, но, по крайней мере, у вас есть это руководство.