В эпоху Интернета любители часов могут одержимо изучать все, что угодно.
Существует очень мало технологий, о которых мы не можем узнать из Википедии, и множество историй, для поиска которых не нужно рыться в книгах. Однако не все так логично, как машина, и не так линейно, как история. Если залезть в язык и терминологию, все может запутаться. Когда вы любуетесь искусными эмалевыми, фарфоровыми и керамическими циферблатами, как вы можете определить, какой из них какой? Не помогает и то, что традиционные фарфоровые изделия часто украшаются эмалью. Давайте попробуем разобраться, откуда берется эта путаница и как ее отличить.
Значение понятий “эмаль”, “фарфор” и “керамика
Давайте разберемся в используемых определениях. Эмаль – это расплывчатый термин, который может относиться практически к любой твердой, блестящей поверхности, от внешнего слоя наших зубов до лака для ногтей и краски. Это первая проблема, которая вносит путаницу, потому что просто сказать “эмаль” недостаточно точно. Когда мы говорим об эмали как о декоративной технике, то почти всегда имеем в виду нечто, называемое стекловидной эмалью. Этот процесс включает в себя обжиг порошкообразного стекла, называемого фриттой, до тех пор, пока оно не расплавится, создавая блестящую и прочную поверхность с прекрасной глубиной цвета.
Чтобы получить идеально гладкую поверхность, обычно требуется несколько нанесений, и существует множество различных техник, которые можно использовать для получения разных эффектов. Самое непонятное? Стекловидная эмаль также известна как фарфоровая эмаль, которую иногда сокращают до фарфора. Эмаль Grand Feu – это еще один термин, обозначающий стекловидную эмаль.
В отличие от вводящей в заблуждение “фарфоровой эмали”, настоящий фарфор – это разновидность керамики, которая изготавливается путем обжига определенных видов глины, чаще всего содержащих минерал каолинит. Он похож на другие виды глиняной посуды, такие как терракота, которая использовалась в гончарном деле на протяжении тысячелетий, за исключением того, что обжигается при более высоких температурах, а образование минерала муллита (он же фарфорит) приводит к получению гораздо более плотного и гладкого продукта. Фарфор не требует глазури для защиты от воды или других химических веществ, хотя глазурь часто используется для украшения. Хотя это и керамика, она заметно отличается от керамики на основе оксида циркония, которую мы обычно видим в часовом деле, например, на циферблате коллекции Omega Seamaster Diver 300M с лазерным травлением.
Даже определение керамики расплывчато. Под ней понимают любые жаро- и коррозионностойкие материалы, изготовленные путем обжига неметаллических соединений при высоких температурах. Технически под это определение подходит даже стекловидная эмаль, но ее уж точно не назовешь керамикой. В часовом деле для изготовления керамических корпусов и циферблатов чаще всего используется оксид циркония, в основном благодаря его высокой устойчивости к царапинам и чисто белому цвету основы. Кроме того, он гораздо прочнее фарфора, который легко рассыпается, если его превратить в корпус часов.
История и техника изготовления эмали
История эмали невероятно увлекательна, и вы можете потратить целую вечность, отслеживая ее появление по всему миру. Самый древний пример эмали – коллекция микенских колец, обнаруженных в гробнице на Кипре и датируемых XIII веком до нашей эры. Оттуда эмаль с несовершенной техникой распространилась по Египту и Кавказу, прежде чем древние кельты I тысячелетия до н. э. начали оттачивать это ремесло.
Одной из главных проблем древней эмали была сложность расплавления порошкообразного стекла без расплавления основного материала, которым часто служили золото, серебро или бронза. В течение следующих 2 000 лет этот вид искусства получил широкое распространение: его ценили как за красоту, так и за то, что он был дешевле, чем использование драгоценных камней для придания цвета.
В настоящее время у нас уже сложилась терминология для различных техник работы со стекловидной эмалью. Перегородчатая эмаль – самая старая, в ней металлические прутья или проволока использовались в качестве барьеров для разделения эмалированных участков. Шампельная эмаль – это когда вы начинаете с плоского листа металла, а затем вырезаете на нем рельеф, создавая отдельные резервуары для эмали.
Шамплеве позволяет добиться гораздо большей детализации и сложности, чем перегородчатая эмаль, хотя на расстоянии ей может не хватать четкости. Одним из самых востребованных и коллекционных видов эмали является расписная эмаль, при которой порошкообразная смесь взвешивается в жидкости, а затем наносится на поверхность вручную. Требуется невероятное мастерство, чтобы конечный продукт получился идеальным, без размытостей и цветовых потеков. Однако не стоит путать краску с эмалью, которая представляет собой обычную краску, высыхающую до глянцевого блеска.
Эмаль как основной материал для часов
На протяжении всей истории часового дела большинство деталей изготавливалось из металла. Обычно это была латунь, но иногда – что-то драгоценное, например серебро или золото. В 1600-1700-х годах начали использовать стекловидную эмаль для изготовления белых, кремовых и черных циферблатов с контрастными римскими цифрами. Это практически закрепило идентичность часов и циферблатов на последующие 300 лет. После нанесения фонового цвета эмалевая краска штампуется на циферблате перед окончательным обжигом. Когда эмалевая краска обжигается на эмали, два слоя сливаются в единый объект.
Долговечность эмали
Стекловидная эмаль – это, по сути, стеклянный продукт, поэтому в готовом виде она тверда и инертна, как стекло. Она может треснуть, если ее согнуть, но, будучи защищенной внутри корпуса часов, волосяные трещины появляются только после многих лет перепадов температуры, изгибающих металлическую пластину циферблата. Это явление иногда называют “паутиной”, и оно действительно может сделать старинные эмалевые циферблаты более привлекательными. Однако то же самое может происходить и с лаковыми циферблатами, так что не все “паучьи циферблаты” – эмалевые. Поскольку обожженная эмаль устойчива к нагреванию, химическим веществам и не пропускает воду, чистить эмалевые циферблаты необычайно легко. Обычно чистка циферблатов не одобряется из-за того, что она может нанести вред. Проведя ватной палочкой по циферблату, можно стереть напечатанную цифру или даже обнажить латунную пластину под ней. Если поместить окрашенный циферблат в современный ультразвуковой очиститель, на нем ничего не останется. Эмаль же легко справляется с ультразвуком, а удаление пыли и грязи, накопившихся за десятилетия (или столетия), может даже сделать невидимыми некоторые из этих волосяных трещин. Кроме того, она гораздо более устойчива к ультрафиолетовому излучению и не желтеет на солнце, как это любит делать белая краска.
История фарфора и его пригодность для часового дела
Хотя название “фарфор” уже несколько веков применяется к эмалевым циферблатам часов, на самом деле существуют циферблаты, изготовленные из настоящего фарфора. Он появился в Китае, поэтому европейцы стали называть его просто тонким фарфором. Даже само слово “фарфор” имеет европейское происхождение, названное так от итальянского слова, обозначающего вид раковины морской улитки под названием porcellana. В Китае его называют ци (瓷). Настоящим фарфором считается твердый пастообразный фарфор, который изготавливается из смеси каолиновой глины и других силикатных минералов, позволяющих снизить необходимую температуру обжига. Существует также разновидность мягкого пастообразного фарфора, который появился благодаря попыткам европейцев скопировать китайскую продукцию по более низкой цене. Для его изготовления используются такие материалы, как мыльный камень, известняк и аналогичный тип фритты, которая служит основой для стекловидной эмали.
Вообще говоря, процесс изготовления фарфоровых циферблатов часов слишком сложен, а результат получается невероятно хрупким. Когда эмалевый циферблат может иметь схожий, если не идентичный вид, зачем кому-то возиться с тем, что обычно используется для декоративной посуды? Часовые мастера используют любой интересный, на их взгляд, способ. Именно поэтому несколько марок, таких как Seiko, Frederique Constant, Atelier Wen и Hermès, экспериментировали с настоящими фарфоровыми циферблатами. Рецептура должна быть изменена для повышения прочности материала, чтобы трещины не появлялись от обычного износа, вибраций и ударов.
Почему эмаль и фарфор так похожи?
Вы можете подумать, что любой черный или белый глянцевый циферблат будет выглядеть идентично, но это не так. Даже подсознательно эмаль и фарфор имеют одну особенность, которую не могут повторить лак или краска. Их цвет может казаться непрозрачным, но они обладают некоторой молочной прозрачностью. Когда на них попадает свет, он рассеивается под поверхностью и диффундирует, создавая мягкость и мечтательность на поверхности. Это похоже на мраморную статую.
Литофаны – восхитительный пример этого качества, созданный в XIX веке. Это тонкие листы фарфора, на которых вырезаны популярные изображения и которые предназначены для размещения перед свечой или лампой, чтобы продемонстрировать весь спектр света и тени. На белом эмалевом циферблате с черными цифрами вы можете оценить, насколько чистыми и четкими, но не резкими могут быть края этих цифр. По правде говоря, в часах вы с трудом сможете отличить один от другого, однако фарфор, как правило, имеет немного больше этой рассеянной мягкости, чем эмаль.