Калибры с автоподзаводом – несомненный прогресс, особенно те, которые могут похвастаться увеличенной автономностью.
Тем не менее, существует вечный ритуал, почти архаичный, – намеренный акт завода часов большим и указательным пальцами, каждый щелчок храпового колеса – симфония для взыскательного уха. Этот тактильный танец, эта связь с механикой – удовольствие, от которого некоторые ценители не могут отказаться. По мере того как мы приближаемся к концу первой четверти XXI века, часы с ручным заводом не теряют своей популярности и переживают новый всплеск, вызванный возрождением признательности за калибры с ручным заводом.
Среди этих калибров один механизм выдерживает испытание временем уже более пятидесяти лет. Он приводил в действие широкий спектр творений многих часовых марок, оставаясь неизменным представителем отрасли. Я говорю о ETA/Peseux 7001, механизме с богатым наследием. Вот краткое описание его истории.
Путь от Peseaux к ETA
Как и Valjoux 7750, ETA 2824 и ETA 2892, калибр 7001 стал еще одним значимым калибром, вошедшим в семейство ETA-Swatch Group по мере расширения конгломерата в 1970-х и 1980-х годах. Изначально калибр 7001 был создан и произведен на фабрике Fabrique d’ébauches de Peseux, расположенной в городе Пезе, в швейцарском кантоне Невшатель.
Фабрика была основана Шарлем Бернером (1892-1951), сыном профессора часового дела Поля Бернера из Ла-Шо-де-Фона. До этого Бернер участвовал в создании и управлении фабрикой Fabrique d’ébauches de Fleurier. Бернер поселился в Пезе в 1923 году, основав фабрику и переехав в здание, построенное несколькими годами ранее семьей Сандоз, известной своей работой с Tavannes и Cyma. Вскоре после продажи здания Бернеру компания Henry Sandoz & Fils открыла новую фабрику в Ла-Шо-де-Фон, а Бернер развивал свой бизнес в Пезе, специализируясь на компактных, овальных и тоннельных механизмах, и за годы работы зарегистрировал множество патентов.
В 1933 году компания Ebauches SA (тогда известная как ETA) поглотила Peseux, хотя последняя продолжала работать независимо. Фрэнсис Бернер, сын основателя компании Чарльза Бернера, оставался в компании в течение многих лет после того, как его отец покинул ее в 1949 году по состоянию здоровья. Сидней де Кулон стал президентом в 1951 году. К 1970 году Peseux, по некоторым данным, производила около миллиона единиц продукции в год. Однако в 1979 году фабрика Peseux была юридически распущена, а ее деятельность перешла в руки часовой фабрики Fontainemelon, которая в итоге стала частью ETA SA Manufacture Horlogère Suisse. Модель Peseux 7001, представленная в 1971/72 годах, была очень популярна: некоторые источники утверждают, что было выпущено более 2 миллионов экземпляров. После 1985 года часы выпускались компанией ETA без каких-либо существенных изменений до 2004 года, а в 2011 году, когда производство было возобновлено, они были переименованы в ETA 7001, поэтому неудивительно, что их часто называют ETA/Peseux 7001.
Качества тонкой рабочей лошадки
ETA/Peseux 7001 – это небольшой механизм с ручным заводом, диаметром 23,3 мм (10,5 линь) и толщиной всего 2,5 мм. Компактные размеры и простая, но надежная конструкция стали решающими факторами, способствовавшими быстрому завоеванию часовым механизмом репутации надежного и адаптируемого. В 1970-х годах в моду вошли часы больших размеров, которые считались непривлекательными и даже вульгарными, если только их не носили пилоты. Модель 7001 нашла свою нишу и стала источником энергии для часов самых разных марок, таких как Elgin, Paul Picot, Rado, Bucherer, Favre Leuba, Maurice Lacroix, Raymond Weil и многих других. Он обслуживал даже более престижные имена, такие как Girard-Perregaux (калибр 100-840) и Universal Genève, например, калибр UG28 с модулем запаса хода.
Несмотря на потрясения, вызванные кварцевым кризисом, Peseux 7001 выстоял и превратился в основной механизм. Многие часовщики продолжали использовать его в качестве основы для своих разработок, пока его поставки в конце концов не сократились по воле судьбы, дарованной Swatch Group. Как и в случае с ETA 7750, наследие этого механизма подчеркивает трансформационный период в истории часового дела в 1980-е годы и далее.
ETA/Peseux 7001, свидетельствующий о непреходящем дизайне, оснащен 17 камнями и работает со скоростью 21 600 полуколебаний в час (частота 3 Гц). В нем использована противоударная система Incabloc, запас хода составляет 42 часа, центральные часы и минуты с малым секундным циферблатом в положении “6 часов”. Среди ключевых компонентов – индексный регулятор и швейцарский рычажный спуск.
Согласно техническим отчетам ETA от 2011 года, модель 7001 была сконструирована из латунных платин и мостов – один для спуска, другой для механизма хода, третий для заводной пружины и механизма подзавода. Эти детали были скошены, а в механизме использовались бочкообразная пружина Nivaflex, балансовое колесо Glucydur и волосковая пружина Anachron. Часы отличались средней точностью хода +/-7 секунд в сутки и никелевым покрытием. Как и модель ETA 7001, она, вероятно, выпускалась в различных вариантах, хотя конкретные детали неуловимы и указывают лишь на один вариант – верхний, регулируемый в трех положениях. На сайте ETA также указано, что существует версия с регулятором Etachron.
Примечательно, что официальная информация ETA о механических механизмах, ранее доступная через специальную страницу магазина B2B, больше недоступна – интригующее событие, учитывая, что она была доступна всего несколько недель назад, когда началось наше исследование механизмов “рабочей лошадки”.
Утилизация, украшения и модификации
На первый взгляд, Peseux 7001 не может показаться особенно примечательным. Однако его истинная сила заключалась в его адаптируемости – это была легко модифицируемая “рабочая лошадка”, которую бренды могли улучшить с помощью различных усовершенствований или использовать как есть, что многие и делали.
В рамках Swatch Group механизм пережил процветание. Компания Mido использовала калибр 7001 в своей коллекции Baroncelli, Tissot – в своих линейках Heritage Porto и Lisboa, а Longines – в калибре L396.2. Калибр 651 компании Omega, используемый в серии De Ville, также был основан на 7001. Однако самое заметное преобразование в рамках Swatch Group произошло в часах Blancpain с калибром Villeret 7002. Калибр 64-1 от Blancpain, ставший сертифицированным хронометром, продемонстрировал полностью переработанную верхнюю пластину и безупречную отделку каждого компонента, задав стандарт того, чего может достичь модель 7001.
За пределами модельного ряда Swatch Group модель 7001 занимала особое место для многих марок, стремящихся создать нарядные, классические или винтажные часы с ручным заводом. Такие часы обычно имеют меньшие размеры корпуса, чтобы сохранить сбалансированный дизайн циферблата. В более крупных корпусах, превышающих 40 мм, малый секундный циферблат может выглядеть неудобно, располагаясь слишком близко к центру, что особенно заметно в 40-миллиметровом корпусе, где в качестве калибра CYS2052 используется калибр Cuervo y Sobrinos Historiador серии Flameante. Однако модель 7001 все же нашла свое применение в более крупных корпусах.
Возьмем, к примеру, Bell & Ross Vintage WWI. Задавшись целью создать часы, которые “преодолели бы разрыв между карманными и наручными часами 1940-х годов”, Bell & Ross поместила модель 7001 в 41-миллиметровый корпус из аргентия. Несмотря на то, что секундный циферблат перекрывает центральную часть, общий дизайн получился на редкость удачным. Аналогичным образом, 39-миллиметровый квадратный Bell & Ross BR S, оснащенный 7001, также выглядит эстетично, демонстрируя универсальность и привлекательность механизма в различных форматах.c
Механизм ETA Peseux 7001 нашел свое применение во множестве брендов. Baume & Mercier и Chronoswiss использовали этот механизм, а Montblanc использовал базу 7001 для своего калибра MB 23.01, которым оснащены часы Heritage Chronometrie Ultra Slim 38 мм. Компания Oris также использовала 7001, назвав его калибром 396 в своей серии Artelier Hand Winding. Перезапущенный бренд Vertex выбрал калибр 7001 для своей модели M100, Maurice Lacroix Masterpiece Peseux Open Heart Limited Edition был оснащен им, Louis Erard добавил свой модуль RE9 к ETA 7001 для оснащения серии Excellence Regulator с дисплеем в стиле регулятора и индикатором запаса хода… Составить полный список было бы огромной задачей.
Eberhard & Co. вывела 7001 на новый уровень, создав калибр 896-1 для серии 8 Jours, увеличив автономность механизма до восьми дней и оснастив его индикатором запаса хода, а затем – для Eberhard & Co. 8 Jours Grande Taille. Здесь марка переработала модель 7001, добавив в нее запатентованную систему барабана и главной пружины: один барабан с двумя перекрывающимися главными пружинами, общая длина которых составляет 1,55 м.c
Тем временем компания Ball превратила модель 7001 в пару автоматических механизмов. Модель RR1501 добавила функции дня недели, даты и мирового времени, а модель RR1502 – те же функции и хронограф. Недавно молодые бренды, такие как Baltic с коллекцией Prismic и Furlan Marri с Disco Volante, воспользовались преимуществами этого компактного и тонкого механизма с ручным заводом, чтобы представить тонкие часы в винтажном стиле.
Создатель бренда
Для Nomos Glashütte механизм 7001 был краеугольным камнем с момента возрождения марки в 1991 году и до 2005 года. Этот механизм приводил в движение ранние коллекции Tetra, Orion, Ludwig и Tangente. Как и многие другие бренды до него, Nomos вносил свои собственные изменения, постепенно внедряя традиционные для Гласхютте техники отделки, такие как полосы Гласхютте и узоры “солнечные лучи” на стволах. Примерно в 1997 году компания ETA потребовала от Nomos прекратить использование своего названия на механизме, что побудило Nomos к 2002 году провести ребрендинг механизма под названием Nomos 1T.
Nomos заменил платину и балансовый кок модели 7001 позолоченными компонентами, оформленными в стиле, названном в честь часовщика Райнера Лангелейста, известном как Langeleist-Perlage. Самым значительным обновлением стало внедрение системы точной регулировки Triovis, которая дала название модели 1T в виде буквы “T”. В модели 1T также используется волосковая пружина Nivarox, сохранена противоударная система Incabloc, а запас хода увеличен до 45 часов.
В дальнейшем Nomos усовершенствовал этот механизм, выпустив модель NOMOS Glashütte 1 TS, в которую была добавлена хакерская секунда, NOMOS 1 TSD с функцией даты и, наконец, NOMOS 1 TSP с трехчетвертной пластиной. После добавления индикатора хода в модель 1T компания Nomos наконец-то разработала собственный механизм. NOMOS Alpha, впервые выпущенный в Тангомате в 2005 году, сохранил механизм, аналогичный 7001. Несмотря на использование трехчетвертной пластины Glashütte и обновление компонентов и отделки, Alpha явно имеет общую ДНК с 7001. Можно сказать, что 7001 по-прежнему является одним из важнейших компонентов для работы Nomos Glashütte.
Основа для исключительного творчества
Говоря об отделке, можно сказать, что ETA 7001 не является “гадким утенком”, но преобразования, которые некоторые часовщики совершили с этим, казалось бы, “пешеходным” калибром, поистине поразительны. Когда компания Ming представила коллекцию 27.01, в ней был представлен калибр 7001.M1 – шедевр, переработанный Ming и изготовленный Schwarz Etienne. Эта версия была полностью скелетонизирована, открывая полный обзор сложных механизмов, расположенных под ней. Во время презентации Ming подчеркнул, что оригинальный механизм 7001 был сильно переработан, сохранив только зубчатую передачу и спуск. Мосты и платины были полностью переделаны: массивная базовая платина, верхние мосты открыты, чтобы продемонстрировать движущиеся компоненты.
Еще один выдающийся модификатор и изобретательный декоратор механизма 7001 – Михиль Холтинрихс из Нидерландов, известный тем, что использует 3D-принтер для изготовления деталей корпуса часов. Декорированные им механизмы 7001 выходят из его мастерских в различных сложных стилях, каждый из которых восхитителен и неповторим. Holthinrichs Watches перерабатывает и дорабатывает эти механизмы, “чтобы они соответствовали языку дизайна марки, и уделяет большое внимание традиционным техникам отделки”, повышая при этом их производительность.
Если углубиться в эту тему, то можно полюбоваться почти неузнаваемым калибром 7001 после тщательной модификации и ручного декорирования южнокорейским часовщиком Минхуном Ю для его первого Carved Piece.
Другие, например Людовик Баллуар, довели Peseux 7001 до предела, разработав на его основе очень сложные и изысканно декорированные механизмы. Взгляните на часы Ballouard “Вверх тормашками” и “Половина времени”, в которых представлены фрагменты Peseux и очень сложные дисплеи. Эти адаптации еще раз подчеркивают способность модели 7001 к модификации и ее непреходящую актуальность в (независимой) часовой индустрии.
Преемник, LJP D100
Мишель Хольтинрихс и другие были мудры, приобретая для своих творений механизмы NOS 7001, но все мы знаем, что их запасы иссякают. Как и в случае с другими популярными механическими механизмами ETA, которые больше нельзя приобрести у производителя, появилась замена. Речь идет о модели D100 от мануфактуры La Joux-Perret, выпущенной в 2023 году.
Модель D100 повторяет функции, размеры и рабочую частоту модели 7001 и, как и оригинал, лишена функции взлома секунд. Однако она может похвастаться улучшенным запасом хода в 50 часов. La Joux-Perret предлагает три версии этого механизма. Стандартная модель A001 не имеет декоративных элементов и регулируется в трех положениях. Модель soigné A011 украшена женевскими полосами, алмазными фасками и регулируется в четырех положениях. Версия soigné A012, являющаяся топовой, включает в себя все особенности A011 с добавлением вороненых винтов. Хотя пока рано говорить о том, станет ли D100 столь же популярным, как его вдохновитель ETA/Peseaux, приятно осознавать, что такой вариант существует, и у него есть преемник.
Заключительные замечания
После того как мы провели довольно много времени над этой темой, у нас не осталось никаких сомнений, никаких “если” или “но” – классический механизм ETA/Peseaux 7001 с ручным заводом был спасательным кругом, пульсом, а зачастую и абсолютным спасителем для множества брендов в часовом мире, особенно небольших. Простой и надежный 7001, стойко переживший десятилетия часовых потрясений, служил маяком классической эстетики и качества, о котором мало кто мог даже мечтать из серийно выпускаемых механизмов.
Это маленькое чудо инженерной мысли не просто выдержало испытание временем, оно танцевало в нем, вдохновляя новое поколение независимых часовых мастеров расширять границы, экспериментировать и творить. Важная в прошлом, заметная в настоящем и устремленная в будущее с помощью лазерной фокусировки (или 3D-печати), модель 7001 стала легендой. Он без тени сомнения заслужил свое законное место в зале славы часового механизма.