Измерение времени – дело древнее.
Тысячи лет назад люди хотели знать, когда зайдет солнце, и находили способы предсказать это. Тысячи лет назад использовались солнечные и водяные часы, которые превратились в башни с часами, которые могли прозвонить на всю деревню. Но только сравнительно недавно стало важно записывать короткие, точные отрезки времени. Однако, как только хронографы были придуманы, они стали незаменимы.
- Первый хронограф и что это значит
- Хронограф Муане 1816 года
- Хронографы Николя Матье Рьёссека
- Дальнейшие разработки и первый “современный” хронограф
- Переход от карманных часов к наручным
- Кнопочный сплит Breitling и распространение хронографов
- Вторая мировая война
- От военных инструментов до спорта и отдыха
- Гонка за хронографом с автоматическим подзаводом
- 70-е годы и кварцевый кризис
- Сегодня и в будущем
Первый хронограф и что это значит
Слово “хронограф” образовано от греческих корней: chrono – время и graph – писать. В 1700-х годах с развитием мирового мореплавания точный хронометраж стал важен как никогда, причем не только для соблюдения расписания, но и для навигации. Морские хронометры позволили кораблям правильно вычислять долготу, а нисходящий эффект от решения этих проблем лучшими часовыми мастерами Европы, по сути, проложил путь к карманным часам. Луи Муане был французским часовым мастером и личным советником легендарного Авраама-Луи Бреге. Он создавал часы для Наполеона Бонапарта, Томаса Джефферсона и царя Николая I в необычных, скульптурных корпусах. Однако самым долговечным его достижением, независимо от того, знал об этом мир или нет, стало изобретение хронографа в 1816 году.
Хотя хронограф Муане был первым в мире, прежде чем погрузиться в детали, следует остановиться на других разработках и наших определениях. С функциональной точки зрения термины “хронограф” и “секундомер” сегодня взаимозаменяемы. Необходимо уметь активировать хронометраж и впоследствии останавливать его, чтобы можно было измерить прошедшее время.
Первые часы, которые можно было останавливать и запускать по собственному желанию, были изобретены в 1695 году Сэмюэлем Уотсоном для расчета частоты сердечных сокращений и со временем стали называться пульсометром. Часовщики, использовавшие в 1700-х годах секундные спуски с мертвым ходом, такие как Жан-Моис Пузе и изобретатель мертвого хода Джордж Грэм, также применили подобную технологию для часов с функцией остановки и запуска.
В 1700-х годах также существовали часы, которые могли отсчитывать минуты и останавливаться с помощью рычага, что позволяло самим часам продолжать идти, но они не останавливали секунды. Кроме того, поскольку их нельзя было перевести в нулевое положение, ни одно из этих измерений не могло считаться по-настоящему точным. Поэтому по современным стандартам хронограф должен уметь считать секунды, запускаться, останавливаться и сбрасываться с помощью кнопок.
Хронограф Муане 1816 года
Луи Муане начал строить свой протохронограф в 1815 году и завершил его в 1816-м, специально для измерения 60-х долей секунды. Благодаря безумно высокой частоте биений в 216 000 в час секундная стрелка совершала полный оборот циферблата каждую секунду, и это помогало Муане настраивать перекрестие телескопа, что было необходимо для модификации и калибровки астрономических часов. Кроме того, часы показывали минуты, ретроградные часы и бегущие секунды, а хронограф управлялся двумя кнопками для остановки, запуска и прямого сброса на ноль. Другими словами, часы опередили свое время на целые сутки.
Часы Moinet “Compteur de Tierces” никогда не были коммерческим продуктом и не были широко известны, о них упоминалось лишь в некоторых частных письмах и в книге 1848 года “Traite d’Horlogerie”. Часы никогда не считались “первым в мире хронографом” до их повторного открытия и аукциона Christie’s в 2012 году. Учитывая, что он прожил до 1853 года, удивительно, что он так и не проронил ни слова, когда весь часовой мир с восторгом обсуждал уже созданные им хронографы.
Хронографы Николя Матье Рьёссека
До 2012 года то, что считалось первым в мире хронографом, было даже не часами, а модифицированными часами, помещенными в деревянную коробку. Он был изготовлен Николя Матье Рьессеком в 1821 году как инструмент для скачек, способный засекать время каждого участника на треке. При помощи чернил на циферблате приводились в действие наконечники, и по каждой из отметок можно было определить прошедшее время.
В этом смысле они были более точными, чем часы с остановкой старта 1700-х годов, хотя и не намного. Главным преимуществом прибора была возможность фиксировать время нескольких соперников, и именно Рьёссек ввел термин “хронограф”, представив его в Академии наук. В конце концов он запатентовал и усовершенствовал эту технологию в 1820-30-х годах, избавившись от необходимости использовать чернила, когда она была встроена в карманные часы с кнопкой для запуска и остановки.
Дальнейшие разработки и первый “современный” хронограф
Следующее заметное нововведение принадлежит австрийскому часовщику Йозефу Таддеусу Виннерлю, который некоторое время работал у Бреге в Париже и у которого Фердинанд Адольф Ланге был мастером. Во время работы в Breguet в 1831 году Виннерль разработал концепцию механизма для сплит-хронографа, также известного как хронограф rattrapante. Он позволял пользователю запускать две наложенные друг на друга секундные стрелки, а затем останавливать одну из них, в то время как другая продолжала работать, по сути, выполняя работу двух хронографов. Это был духовный наследник некоторых работ самого Авраама-Луи Бреге и Луи Фредерика Перреле, который запатентовал гораздо более сложную версию в 1828 году. В 1938 году Виннерль завершил разработку сплит-секундного хронографа, который был усовершенствован в 1840-х годах.
Независимо от того, знал ли родившийся в Швейцарии и проживавший в Лондоне часовщик Адольф Николь о Compteur de Tierces Луи Муане или нет, он создал первые после Муане часы, которые отвечали всем определениям современного хронографа. Запатентованный в 1844 году, Николь разработал кулачок в форме сердца, который легко позволял возвращаться к нулю нажатием кнопки. В первоначальной версии хронографа использовалась вертикальная муфта, и он не был доступен в продаже.
В 1862 году Николь запатентовал обновленную версию, в которой использовалась горизонтальная муфта и колонное колесо Джозефа Таддеуса Виннерля. Возможно, самым важным аспектом хронографа Николя 1862 года было то, что его можно было установить практически на любые часы относительно доступным и простым способом.
В 1868 году женевскому часовщику по имени Август Бо пришла в голову идея перенести модуль хронографа из-под циферблата на заднюю панель механизма, что значительно упростило регулировку его компонентов и обслуживание в местах сильного износа. С этого момента стиль часов был задан. Архитектура Адольфа Николя использовалась многими швейцарскими производителями на протяжении десятилетий, хотя неизвестно, была ли ему выплачена компенсация, или же дизайн был просто скопирован с механизмов, производимых в Великобритании.
Британский рынок на некоторое время застыл, в то время как конкурентоспособные швейцарские компании продолжали постепенно совершенствовать свои изделия вплоть до начала XX века. Генри Альфред Лугрин, уроженец Швейцарии, позднее переехавший в Нью-Йорк, был известным часовщиком, создававшим часы с высокими усложнениями, включая хронографы, как для американских, так и для швейцарских компаний.
В конце 1870-х годов он разработал способ соединения модуля хронографа с основным механизмом с помощью вертикальной муфты, что повысило эффективность и облегчило установку. В то время он работал в качестве американского агента Longines, поэтому его хронограф “Patent Lugrin” часто фигурировал в каталогах Longines. История хронографов явно была в крови Лугрин, ведь брат Генри Альфреда Жюль Фредерик Альфред основал компанию Lugrin SA, которая позже стала Lemania.
Переход от карманных часов к наручным
Когда надвигалась Первая мировая война, а часовой мир готовился к переходу от карманов к запястьям, нашлось несколько проницательных часовщиков, которые уменьшили размеры своих хронографов до удобных для запястья размеров. Напульсники-хронографы начали появляться примерно в 1910 году, и невозможно сказать, кто был первым, но в 1913 году к ним присоединились крупные бренды.
В этом году Omega и Longines выпустили наручные хронографы, причем последний был выпущен раньше и оснащен калибром 13.33Z, который оставался в ходу до 30-х годов. Это был монопушечный хронограф, как и все хронографы, начиная с модели Moinet 1816 года, то есть функции остановки, запуска и сброса осуществлялись с помощью одной кнопки. Существует также запись о тридцати 48-миллиметровых, но носимых на запястье хронографах, изготовленных Longines для российского клиента еще в 1911 году.
Быстро вернувшись к карманным часам в 1916 году, Хойер совершил значительный прорыв, выпустив микрограф, способный измерять 1/100 секунды. Это побило рекорд Луи Муане ровно 100 лет спустя, хотя никто и не помнил о первоначальном подвиге. В любом случае, авиация была ключевым мотивом для создания наручных часов с хронографом. Но в 1920-30-х годах некоторые хронографы были созданы и для пехоты. Телеметры, пульсометры и тахиметры были сделаны более заметными для быстрых расчетов в полевых условиях и иногда располагались изящными спиралями по циферблату.
В это десятилетие развитие моды смешалось с военной практикой, и поэтому такие производители элитных часов, как Patek Philippe и Audemars Piguet, стали включать хронографы и шкалы в свои корпуса из чистого золота и богато декорированные циферблаты. В период с 1923 по 1939 год Patek Philippe выпустил не менее 11 наручных часов с секундной стрелкой и циферблатами с подписью Cartier. Одни из них носила Амелия Эрхарт, и в начале этого года они были проданы на аукционе за 1 736 000 евро.
Кнопочный сплит Breitling и распространение хронографов
Компания Breitling уже стала известным игроком в мире хронографов, став одним из брендов, который в 1915 году ввел в моду отделение монопушера от заводной головки. В 1933 году она пошла еще дальше. Разделение функции “стоп/старт” и функции сброса на две отдельные кнопки позволило владельцу перезапускать хронограф без необходимости его сбрасывать. Это также предотвращало случайные удары, сбрасывая часы до того, как вы успевали записать время. В конечном итоге это сделало хронограф более универсальным измерительным инструментом и быстро завоевало популярность.
Однако другой восходящей звездой в этой области была компания Landeron, которая стала частью Ebauches SA, а также ASUAG, поскольку швейцарская часовая промышленность переживала период между войнами. Landeron поставлял часы Breitling, Cyma, Baume & Mercier и многим другим, пока в 1947 году не добился самого большого успеха. До этого, однако, Longines представила первый хронограф с функцией flyback в 1935 году.
Калибр Landeron 47, выпущенный в 1947 году, просуществовал недолго и был быстро усовершенствован, чтобы стать Landeron 48, выпущенным в том же году, но оба они имели ключевое отличие от всех других хронографов, которые еще не были созданы. Вместо использования колонного колеса для приведения хронографа в действие Landeron заменил его кулачком. Это не обязательно упрощало механизм, но позволяло изготавливать его с гораздо меньшими допусками, а значит, быстрее и дешевле. У колонных колес есть некоторые незначительные преимущества, которые имеют значение в вопросах хронометрии, однако хронографы с кулачковым приводом оказались столь же надежными для повседневного использования. Как раз к началу Второй мировой войны хронографы стали массово выпускаться в корпусах из цветного металла или нержавеющей стали.
Вторая мировая война
Роль хронографов во время Второй мировой войны невозможно переоценить. Они были бесценным инструментом для пилотов, а поскольку небо стало основным местом сражений на европейском театре военных действий, они были необходимы всем. Швейцарские компании выполняли заказы для обеих сторон войны, сохраняя нейтралитет, несмотря на множество швейцарских городов, которые случайно подверглись бомбардировкам, причем с обеих сторон. Немецкие хронографы Flieger и Type 20 до сих пор остаются популярными моделями, продающимися по всему миру, как и такие модели, как Breguet Type XX и Longines Avigation BigEye.
От военных инструментов до спорта и отдыха
После Второй мировой войны наблюдался тот же эффект, что и после Первой, но в гораздо больших масштабах. Карманные часы были практически забыты, а наручные стали почти обязательным аксессуаром, а не роскошью. В конце 40-х – начале 50-х годов хронографы снова стали довольно нарядными, сочетаясь с другими усложнениями, такими как календари и лунные фазы. Однако ближе к середине 50-х годов возникла новая концепция.
Вместо военных часов, которые были жесткими по определенным причинам, появились часы для инструментов и спортивные часы, поддерживающие определенный стиль жизни. Летчики ВВС, перешедшие к коммерческому пилотированию, могли носить Breitling Navitimer с запатентованным безелем со скользящей ручкой, начиная с 1952 года, а бесстрашные гонщики предпочитали модели Heuer.
Говоря о гонках, мы не можем обсуждать историю хронографа, не уделив время модели Omega Speedmaster. Когда в 1957 году эта модель дебютировала в составе трио, она произвела некоторый культурный переворот. Толстые на стальном браслете, но точные, Speedmaster были созданы специально для гонок в то время, когда автомобили еще были смертоносными. Ставший легендарным калибр 321 был основан на Lemania 2310, который зарекомендовал себя как феноменальный хронограф с колонным колесом с момента его выпуска в 1942 году.
Вероятно, трудно было поверить, что Speedmaster в конечном итоге отправится на Луну. Чтобы не отставать от Omega, знаменитый конкурент швейцарской марки Rolex также выпустил гоночный хронограф Cosmograph Daytona в 1963 году (ранее, в 1962 году, он назывался просто Cosmograph) с механизмом Valjoux 72. Конечно же, эта модель мгновенно стала хитом, и вполне заслуженно.
Гонка за хронографом с автоматическим подзаводом
В стилистическом плане 60-е годы ознаменовались большим разнообразием хронографов, чем можно было бы описать вкратце. То ли это был экономический бум, то ли чувства цветочного движения, то ли просто эволюция стиля: формы корпусов стали экспериментальными, и все больше производителей играли с цветом. Однако на техническом уровне настоящая гонка развернулась в создании хронографа с автоматическим заводом. До этого момента все хронографы заводились вручную, и идея добавить вращающийся груз или бампер к деликатному механизму была чревата проблемами. В середине 40-х годов Лемания создал прототип, но ничего, что можно было бы использовать в коммерческих целях.
В гонке за автоматический хронограф было три основных претендента, кульминацией которой стал суматошный 1969 год. Это были Zenith, Seiko и The Chronomatic Consortium, в который входили Heuer, Hamilton, Buren, Dubois, Depraz и, наконец, Breitling. Как известно, Zenith первыми анонсировали механизм El Primero, названный так за то, что он был первым в квартале. Точнее, он был первым анонсирован, но последним запущен в производство.
Тем не менее, благодаря частоте 36 000 в час, 50-часовому запасу хода и полностью интегрированному дизайну El Primero опередил модульный калибр 11 от Consortium, который был установлен в модели Heuer Monaco. Технически победителем стал калибр 6139 от Seiko, если считать с того момента, когда часы можно было купить. Он также удостоился чести полететь в космос на запястье Уильяма Поуга в 1973/74 годах.
70-е годы и кварцевый кризис
В 1969 году на запястьях Нила Армстронга, Базза Олдрина и Майкла Коллинза появились часы Omega Speedmaster, но, помимо того, что они были очень крутыми, это не слишком способствовало развитию хронографов. На самом деле швейцарская часовая промышленность возвращалась к некоторому спаду. Компания Landeron прекратила производство модели Landeron 48 в 1970 году, а в 1983 году была вынуждена закрыть свои двери после того, как была вынуждена заняться сомнительными электрическими механизмами в конкуренции с американцами. Тем не менее 1973 год стал важным годом, потому что именно тогда был выпущен Valjoux 7750.
Адаптированная на основе более ранней модели Valjoux 7733, модель 7750 стала идеальным преемником Landeron 48 в качестве швейцарского механизма для хронографов. Он также был кулачковым, но имел дополнительные преимущества: надежный автоматический завод и индикацию дня недели/даты. В дальнейшем он приобрел множество различных форм с различными усложнениями, некоторые просто изменяли количество регистров, а некоторые добавляли тройные календари с фазой Луны.
В них даже использовались пластиковые детали, чтобы снизить стоимость, и, если отбросить снобизм, они отлично работали. Часы 7750 могут показаться грубоватыми на вид, но они были очень популярны в недорогих хронографах в 70-е, 80-е годы и даже сегодня. Даже те люксовые бренды, которые заявляют, что используют собственные механизмы, скорее всего, черпали вдохновение в 7750.
Другим фактором в 70-80-е годы стало появление кварцевых часов. Вам больше не нужен был механический хронограф, чтобы засекать время, потому что цифровые секундомеры, которые стоили всего несколько долларов, могли делать все лучше и точнее, чем даже самые лучшие механические часы. Тем не менее, уже тогда существовало отчуждение между “назначением” часов и удовольствием от владения ими. Кварцевый кризис прошел, и выжили те бренды, которые были достаточно популярны или смекалисты, чтобы поддерживать свои продажи на высоком уровне. В 1982 году компания Seiko создала технологию Meca-Quartz, которая позволяла кварцевому хронографу плавно переводить секундную стрелку. Несмотря на то что этой технологии уже более 40 лет, ее популярность значительно возросла лишь недавно.
Сегодня и в будущем
В течение последних 20 лет часовая индустрия не перестает пользоваться преимуществами роскоши, но при этом обращается к доступному сегменту рынка. Бесчисленное множество брендов внедряют различные инновации, создавая роскошные и потрясающие часы с помощью современных технологий производства, таких как MEMS, или материалов, таких как кремниевые компоненты. Чтобы по-настоящему увидеть, какие современные разработки оставят след в истории хронографа, нам придется подождать.