Коллекция IWC Ingenieur уже давно является одним из столпов репутации марки, базирующейся в Шаффхаузене, хотя часто кажется, что прожектор ярче светит на эмблематическую серию Pilot.
В последние годы такие коллекции IWC, как Pilot, Portugieser, Portofino и, в меньшей степени, Aquatimer, постоянно выпускают новые модели, оставляя линию Ingenieur как бы в тени. В течение нескольких лет до 2023 года многие любители часов задавались вопросом, почему IWC до сих пор не вышла на рынок роскошных спортивных часов с интегрированным браслетом – тенденция, которой придерживаются многие другие бренды, создавая модели в стиле ретро и возрождая их, удовлетворяя растущий аппетит к дизайну 1970-х годов. В конце концов, у IWC был идеальный кандидат в своих архивах: Ingenieur SL, модель, представленная в 1976 году и разработанная Жеральдом Гентой. Однако за кулисами IWC готовилась представить свою современную интерпретацию интегрированного дизайна Женты в новой серии Ingenieur Automatic 2023.
Как вы все прекрасно знаете, Ingenieur SL Дженты не был оригинальным Ingenieur. История коллекции начинается с 1955 года, и в преддверии 70-летнего юбилея Ingenieur мы решили вспомнить, как эта модель, родившаяся в 1950-х годах, превратилась в часы, которыми она является сегодня.
- Первое поколение IWC Ingenieur, модель 666 (1954-1967)
- Второе поколение IWC Ingenieur (1967-1976)
- IWC Ingenieur SL “Jumbo” Reference 1832 (1976-1984)
- IWC Ingenieur SL Skinny и кварц (1976-1984)
- IWC Ingenieur SL Automatic Skinny (1983) и другие примечательные механические модели эпохи
- IWC Ingenieur 500,000 A/m – рекордсмен (1989)
- Официально сертифицированный хронометр IWC Ingenieur (1993)
- IWC Ingenieur Automatic (2005), Великое возвращение
- IWC Big Ingenieur (2007)
- IWC Ingenieur Automatic Vintage 1955 (2008)
- Ingenieur Automatic Reference 3239 (2013)
- IWC Ingenieur Automatic Ref. 3570 (2017)
- IWC Ingenieur Automatic 40, возвращение по многочисленным просьбам (2023)
- Заключительные замечания
Первое поколение IWC Ingenieur, модель 666 (1954-1967)
Первые часы Ingenieur, представленные в 1954/1955 годах, стали данью уважения послевоенным инженерам – представителям технических профессий, которые стали новыми героями. Эти провидцы быстро и охотно адаптировали военные технологии для гражданских целей, разрабатывая инновации, которые улучшали повседневную жизнь, делая ее более безопасной, комфортной и, в конечном счете, приятной.
Модель Ingenieur, представленная в трехсекционном корпусе из нержавеющей стали размером 36,5 мм x 13,2 мм, имела завинчивающуюся заднюю крышку, незавинчивающуюся заводную головку и водонепроницаемость до 100 метров (в новой модели). Важнейшей особенностью часов была обойма из мягкого железа, состоящая из внутреннего корпуса и задней части циферблата, которая защищала механизм от воздействия магнитных полей силой до 80 000 А/м.
Модель Ingenieur дебютировала в двух элегантных вариантах: 666 A (с автоподзаводом) и 666 AD (с автоматической датой). Обе модели имели черные или посеребренные циферблаты, защищенные плексигласом, украшенные остроконечными индексами (в некоторых версиях – арабскими цифрами на 3, 6, 9 и 12 часах) и стрелками дофине. В нижней части циферблата красуется символ Ingenieur в виде стрелки, придающий особый колорит. Интересно, что номер корпуса был выгравирован между нижними ушками, а не на задней крышке – уникальная деталь для того времени. Ниже: IWC Ingenieur 666 A (автоматические часы без даты – изображение bulangandsons.eu) и IWC Ingenieur 666 AD (автоматические часы с датой – изображение analogshift.com)
Часы Ingenieur 1955 года выпуска оснащались автоматическим калибром IWC 852 или калибром 8521 с указателем даты. Оба механизма оснащены инновационной системой подзавода Pellaton, самокомпенсирующейся пружиной баланса Breguet, индексом точной настройки и работают на частоте 19 800 полуколебаний в час.

Калибры 852 и 8521 стали прямыми наследниками Калибра 85 (1950-1952), который сам развился из Калибра 81 (1950-1951). В этих механизмах была применена фирменная система автоматического завода IWC, известная как механизм Пеллатона, названная в честь ее изобретателя Альберта Пеллатона (1898-1976) – опытного часовщика из часовой семьи, который работал дизайнером в Vacheron Constantin, прежде чем присоединиться к IWC в 1944 году в качестве технического директора.
К 1944 году IWC уже освоила механизмы с ручным заводом, примером чему может служить Калибр 83, который приводил в действие часы Pilot’s Watch Mark X. Под руководством Пеллатона в 1946 году дебютировал Калибр 89. Этот надежный и точный механизм с ручным заводом, защищенный от магнитных полей сепаратором из мягкого железа, стал сердцем культовых пилотских часов Mark 11, выпущенных в 1948 году.
Однако в то время у IWC не было собственного механизма с автоподзаводом. Осознав этот пробел, Пеллатон при поддержке Эрнста Грисхабера-младшего, финансового директора IWC, приступил к его созданию. В результате была создана система автоподзавода Pellaton – инновация, сочетающая в себе эффективность и долговечность, которая на протяжении десятилетий определяла многие автоматические калибры IWC. В системе завода Pellaton кулачковая пластина передает движение ротора на систему защелок, состоящую из держателя защелок с рубиновыми роликами рядом с кулачком и защелок, которые вращают храповое колесо в одном и том же направлении для обоих направлений вращения ротора.

Высокопроизводительные калибры 852 и 8521 были доработаны – улучшены баланс и ствол – и как Cal. 853/8531 использовались для оснащения Ingenieur моделей 666/766, выпущенных в 1959-1967 годах. В эти годы IWC вводила различные варианты циферблатов, некоторые из них предлагали циклопическую линзу над датой, а стальные (от Gay-Frères), золотые и двухцветные браслеты дополняли часы Ingenieur, но, по сути, они оставались теми же самыми, имея стальные или золотые корпуса 36,5 мм x 13,2 мм, антимагнитные и водонепроницаемые.
Второе поколение IWC Ingenieur (1967-1976)
В 1964 году IWC усовершенствовала серию Calibre 85, немного уменьшив диаметр механизма с 28,8 мм до 28 мм, а его толщину – до 4,85 мм для версии только с часовым механизмом и 5,88 мм для версии с часовым механизмом и датой. Появился механизм “стоп-секунда”, позволяющий точно устанавливать время. Обновленные калибры 854 и 8541 также получили улучшенную регулировку падения, обеспечивающую точное позиционирование баланса относительно палетной вилки. Для точной настройки эффективной длины пружины баланса был добавлен эксцентриковый регулятор.
В механизмах, обозначенных как 854B и 8542B, использовалась цанга типа Greiner – кольцо, прикрепленное к штанге баланса для удержания волосяной пружины, взамен более ранней цанги типа IWC. Эти механизмы использовались в моделях Ingenieur второго поколения, включая модели 866 A и 866 AD и модели 1908 и 1808, в соответствии с пересмотренной системой нумерации IWC, введенной в 1971/72 годах.

С 1967 по 1976 год серия Ingenieur получила усовершенствованные механизмы и обновленный дизайн, что особенно заметно по увеличенному окошку даты в моделях с календарем. Тонкие обновления циферблата и дизайна корпуса еще больше осовременили внешний вид часов. Теперь часы Ingenieur выпускались в 37-миллиметровых корпусах с увеличенной до 120 метров водонепроницаемостью для моделей из нержавеющей стали (или 60 метров для золотых моделей) и предлагались как с ремешками, так и с браслетами.

Варианты циферблата были оптимизированы, а цветовые решения расширены и включают в себя черную, синюю, посеребренную и позолоченную матовую отделку. Примечательно, что второе поколение Ingenieur сохранило антимагнитные свойства, которые были присущи его предшественнику. На мой взгляд, Ingenieur этой эпохи – особенно мой любимый вариант с синим циферблатом – является выдающимся кандидатом на современное возрождение, почти соперничая даже с героем следующей главы: Ingenieur SL, разработанным Гентой.
IWC Ingenieur SL “Jumbo” Reference 1832 (1976-1984)
В 1976 году IWC представила модель Ingenieur SL, каталогизированную как референс 1832. Буква “SL” означала “Стальная линия” – новая коллекция, в которую также вошли часы IWC Polo Club (Ref. 1831) и IWC Golf Club (Ref. 1830). Сердцем коллекции стала модель Ingenieur третьего поколения, занявшая особое место в линейке.
Все три модели были разработаны легендарным Жеральдом Гентой, хотя в книге IWC 2010 года “Engineering Time” за создание “массивного корпуса и интегрированного браслета” отвечают “дизайнер IWC того времени Хано Буртшер и его внештатный коллега Жеральд Гента”. Добавляя путаницу, книга также утверждает, что “SL” означает “Безопасность и долговечность”, а не “Стальная линия”. Ну да ладно… Как бы то ни было, модель Ingenieur SL ознаменовала собой смелую эволюцию серии, объединив технические характеристики с языком дизайна, который стал культовым.
Модель Ingenieur SL сохранила практичность и функциональность своих предшественников, но при этом получила довольно радикальный дизайн, отражающий видение Жеральдом Гентой роскошных спортивных часов – категории, которую он помог создать с Audemars Piguet Royal Oak в 1972 году. Модель Ingenieur SL имела подушкообразный трехкомпонентный матовый корпус с завинчивающимся безелем и задней крышкой, размером 40 мм x 38 мм и толщиной 12,5 мм.
Плоский, широкий, сатинированный безель с полированными краями включал пять декоративных и функциональных углублений, используемых для фиксации безеля на месте. Расположение этих равномерно расположенных углублений относительно циферблата часто выглядело беспорядочным, не отцентрированным, что придавало часам особую, но нетрадиционную эстетику. Куполообразная задняя крышка с сатинированной центральной частью и полированными склонами имеет шесть углублений для инструментов для завинчивания.
30-миллиметровый циферблат, защищенный сапфировым стеклом, был выполнен в черном цвете, с золотым или родиевым напылением. На циферблате располагались палочковидные стрелки, часовые индексы и апертура даты в положении “3 часа” с логотипом IWC на месте 12-часовой отметки. Некоторые версии также украшены клетчатым гильошированным узором. Логотип Ingenieur с электрическим болтом и обозначение “SL” над индексом “6 часов” уравновешивали надпись “International Watch Co. Schaffhausen” над центральной частью циферблата.
Дизайн дополнял массивный браслет SL с плоскими закругленными прямоугольными звеньями, которые соответствовали отделке корпуса. Браслет придавал часам значительное присутствие и вес – около 150 граммов в версии “сталь на стали”, что значительно превосходило 90-граммовый вес более ранней модели Reference 666 на стальном браслете. При всей своей элегантности Ingenieur SL были, прежде всего, надежными, спортивными и техническими часами. Она обладала водонепроницаемостью 120 м и антимагнитной защитой до 80 000 А/м благодаря клетке Фарадея из мягкого железа и задней крышке циферблата из мягкого железа – как и оригинал.
Модель Ingenieur SL приводилась в движение механизмом Calibre 8541ES, амортизированным внутри корпуса семью амортизирующими резиновыми элементами. Механизм оснащен антимагнитными компонентами (обозначаются буквой “E”), включая пружину и часть рычага, механизмом остановки секунд (“S”) и фирменной системой подзавода Pellaton от IWC. Модель Ingenieur SL была высокопрочной и технически совершенной, представляя собой эволюцию линии Ingenieur.
IWC Ingenieur SL Skinny и кварц (1976-1984)
Однако было выпущено менее 600 экземпляров оригинальной модели Ingenieur SL Jumbo с автоматическим механизмом, в основном из стали, и только 55 – из чистого золота. Рынок того времени не принял его как привлекательный вариант, и IWC, как и многие другие часовые компании, столкнулась с проблемами, вызванными появлением кварцевых технологий. Неудивительно, что кварцевые механизмы вскоре нашли свое применение в линейке Ingenieur SL.

Примечательно, что IWC использовала одинаковые корпуса для автоматических и кварцевых версий, выпустив модель Jumbo Quartz reference 3003 (1976-1979), оснащенную ETA Calibre 2405. Позже был введен более тонкий 8,8-миллиметровый корпус для размещения более тонкого кварцевого калибра ETA 2250, в результате чего появилась модель Skinny Quartz reference 3303 (1980-1984). Эта версия отличалась измененным дизайном интегрированного браслета с рельефными звеньями.
В период с 1976 по 1989 год были выпущены различные модели Ingenieur с кварцевым механизмом, отличающиеся широким спектром материалов, циферблатов, ремешков и браслетов. Несмотря на все эти вариации – даже женские модели с бриллиантами – часы сохраняли фирменные элементы дизайна Жеральда Гента и некоторый дух оригинальных Ingenieur. Например, водонепроницаемость всех моделей Lady Ingenieur SL обычно составляет 60 метров, а антимагнитная защита – до 40 000 А/м.

Когда в 1985 году титан вошел в коллекцию Ingenieur в качестве материала корпуса и браслета, IWC предпочла оснастить свои 32-миллиметровые, 120-метровые водонепроницаемые и до 20 000 А/м антимагнитные модели 3350/3360 (мужчины) и 4550/4561 (женщины) кварцевыми механизмами, что вполне объяснимо, поскольку и титан, и кварц считались инновационными и перспективными вариантами.
IWC Ingenieur SL Automatic Skinny (1983) и другие примечательные механические модели эпохи
Во время кварцевой революции, когда часы на батарейках стали доминирующей тенденцией, производство механических часов в IWC сократилось, но полностью от него так и не отказались. В 1982 году, на фоне кварцевого кризиса, IWC представила потрясающие карманные часы – Ingenieur reference 5215. Эта модель была водонепроницаемой и магнитостойкой до 40 000 А/м, а на ее безеле красовались пять фирменных углублений – отличительная черта линии Ingenieur.

Часы оснащены калибром 9520 с ручным заводом, который является эволюцией калибра 952 (представленного в 1967 году) и прямым наследником ультратонкого механизма карманных часов IWC Lépine, впервые представленного в 1927 году. Этот выпуск ознаменовал приверженность IWC традиционному часовому делу и подчеркнул непреходящую привлекательность механического мастерства в эпоху доминирования кварцевых инноваций.
Механические модели Ingenieur SL 1980-х годов включали 30-миллиметровые модели Lady Automatic 4413 и 4414, которые работали на калибрах Frédéric Piguet 951 и 952, ребрендированных IWC как Calibre 320 и 3201. Интересно, что на циферблате этих моделей отсутствовали надписи “SL” и “Ingenieur”, хотя они сохранили магнитную стойкость, хотя и снизили ее до порога в 40 000 А/м.

С 1983 по 1989 год IWC выпускала модели Skinny Ingenieur SL Automatic, отличающиеся более тонким корпусом 34 мм x 8,8 мм. Эти 120-метровые водонепроницаемые часы были оснащены семейством IWC Calibre 375, основанным на механизмах ETA 2892 (1983-1984) и 2892-A (1985-1989). Эти калибры оснащены ротором с шарикоподшипником, работают на современной частоте 28 800 полуколебаний в час и выпускаются в корпусах из нержавеющей стали моделей 3505/3506 и 3515/3516, а также в золотых корпусах.

Хотя эти модели были более компактными и обладали меньшей антимагнитной устойчивостью по сравнению с оригинальными Ingenieur SL 1976 года, в их дизайн были внесены незначительные изменения. Часовые индексы и стрелки были слегка обновлены, а на часах дебютировал невероятно крутой циферблат из графической бумаги – умный намек на “научное” наследие оригинальных Ingenieur, переосмысленное для более спортивной, вдохновленной Гентой серии SL.
IWC Ingenieur 500,000 A/m – рекордсмен (1989)
Говоря о науке и часовом деле, следует отметить, что одно из самых смелых начинаний IWC было осуществлено под руководством дальновидного Гюнтера Блюмляйна. Используя опыт, накопленный при разработке антимагнитных часов Porsche Compass Watch (Ref. 3551, с калибрами 37541 и 37542) и знаменитой модели 3519 AMAG немецкого флота, предназначенной для водолазов-минёров (Minentaucher), IWC вновь поставила перед собой амбициозную цель – представить технологии военного класса на гражданском рынке.
Хотя референс 3519 – увлекательная тема для другого дня, давайте сосредоточимся на модели Ingenieur 500 000 A/m (референсы 3508/3518), замечательной, но коммерчески неудачной попытке расширить границы антимагнитного часового дела. Часы Porsche Compass Watch и Minentaucheruhr опирались на уникальные антимагнитные калибры на базе ETA 2892, модифицированные в калибры IWC 37541/37542 и 3755AM. Опираясь на эту основу, IWC стремилась создать антимагнитный механизм, исключающий необходимость использования клетки Фарадея. Ниже – два примера золотых моделей Reference 3518 (иллюстрации watchyourwatch.de и bachmann-scher.de)
Кульминацией этих усилий стал инновационный калибр 37590, который выдержал воздействие магнитного поля в 3 900 000 А/м в ядерном спин-томографе. Это было достигнуто благодаря использованию передовых материалов: сплава без никеля и железа (ниобий-цирконий 25) для пружины баланса, амагнитных вилок поддона и роликовых рубинов в шарикоподшипниках ротора.
Однако, несмотря на многообещающие испытания, в процессе производства обнаружились серьезные проблемы. При серийном производстве пружины баланса оказались ненадежными. Из примерно 100 000 изготовленных пружин только несколько тысяч прошли испытания на качество, особенно на температурную стабильность – каждая пружина должна была проходить индивидуальные испытания и ручной отбор, что делало крупносерийное производство нецелесообразным.
IWC гарантирует, что каждая модель Ingenieur Automatic 500 000 A/m – с маркировкой на корпусе и циферблате, указывающей на исключительные антимагнитные свойства часов – соответствует строгим стандартам качества компании. Однако сложности с поддержанием производства в условиях нестабильного сплава привели к неизбежному прекращению выпуска.
В период с 1989 по 1993 год было выпущено всего около 3 000 экземпляров, а по некоторым данным, даже не более 1 500. Эти модели выпускались из нержавеющей стали с металлическими браслетами или кожаными ремешками, а некоторые варианты отличались ободком из желтого золота или двухцветными браслетами и ремешками. Все версии были водонепроницаемы на 120 м, а модели из чистого золота (9238/9258) – на 60 м. В дизайне серии 500 000 а/м сохранились характерные черты и размеры “тощего” Ingenieur. Корпус диаметром 34 мм и толщиной 8,8 мм с фирменными углублениями на безеле, сапфировым стеклом, накладными индексами, стрелками-батонами и окошком даты в положении “3 часа”.
Официально сертифицированный хронометр IWC Ingenieur (1993)
Завершив амбициозный эксперимент IWC, марка вернулась к надежной клетке Фарадея для поддержания антимагнитных свойств на уровне 80 000 А/м. Это ознаменовало появление референса 3521 – Ingenieur Officially Certified Chronometer. Новая модель сохранила фирменный внешний вид и технические характеристики поколения Skinny Ingenieur: устойчивость к магнитному воздействию, механизм с амортизацией, водонепроницаемость 120 м (60 м для золотых корпусов) и размеры 34 мм x 8,8 мм. Однако было представлено несколько ключевых обновлений.

На первый взгляд, самым заметным изменением стало название новой модели на циферблате над отметкой “6 часов” с указанием сертификата хронометра. Кроме того, в апертуру даты была добавлена увеличительная линза. Как и в случае с Ingenieur 500 000 A/m, логотип молнии был удален, чтобы освободить место для текста.
Серия Ingenieur Officially Certified Chronometer оснащалась ультратонкими калибрами 887 (1993-1995) и 8872 (1995-2001), созданными на базе калибров 889 и 8892 Jaeger-LeCoultre, также известных по модели Royal Oak Offshore от Audemars Piguet. Эти механизмы работали с частотой 28 800 полуколебаний в час, оснащались платиновым ротором и обеспечивали 40-часовой запас хода.

Серия Ingenieur Officially Certified Chronometer просуществовала несколько лет, после чего была снята с производства в 2002 году. Однако, как и модель Ingenieur SL, разработанная Гентой, и другие автоматические модели, представленные IWC в 1976 году, она стала предметом коллекционирования, поскольку в 1976-2002 годах было выпущено всего несколько тысяч экземпляров Ingenieur во всех референциях.
Модели Ingenieur SL Perpetual с полностью золотыми корпусами и специально разработанными браслетами также являются ключевой частью наследия IWC Ingenieur. Модели 9240/9241 (1985-1987 гг.) и их более поздние варианты 1989-1992 гг. оснащены калибрами IWC 3757 и 37580/37582, которые основаны на механизмах ETA 2892 A/A2, с дополнительным модулем вечного календаря, разработанным Куртом Клаусом.

Завершая эту главу нашего повествования, нельзя не упомянуть хронограф Ingenieur (1988-1993), оснащенный кварцевым механизмом Cal. 631, и Ingenieur Chrono Alarm референсов 3805/3815 (1991-1997). Эти модели с водонепроницаемостью всего 30 м и магнитной стойкостью до 4 000 А/м были оснащены кварцевым калибром Jaeger-LeCoultre meca-quartz Cal. 633, разработанным специально по спецификации IWC.

Хотя мы не ставили перед собой задачу перечислить все модели, выпущенные IWC с момента создания Ingenieur, выделение этих значимых моделей помогает дополнить картину, поскольку мы переходим в смелый новый мир часового искусства 21 века.
IWC Ingenieur Automatic (2005), Великое возвращение
Модель IWC Ingenieur Automatic reference 3227 дебютировала в 2005 году, объединив характерный стиль 1970-х годов, вдохновленный Гентой, с современной эстетикой начала XXI века. Новая модель Ingenieur имела корпус из нержавеющей стали диаметром 42,5 мм и толщиной 14,5 мм с преимущественно матовой отделкой, выделяющуюся завинчивающуюся заводную головку и сапфировое стекло с антибликовым покрытием с обеих сторон. Безель с пятью выровненными относительно циферблата углублениями, теперь скорее декоративный, чем функциональный, придал часам дополнительную привлекательность. Интегрированный стальной браслет придает часам прочность и мужественность, а вес составляет 200 г.

Часы с водонепроницаемостью 120 м и магнитостойкостью 80 000 А/м, с внутренним корпусом из мягкого железа, оснащены новым калибром IWC Calibre 80110. Этот специально разработанный механизм размером 30 мм x 7,26 мм оснащен индикатором даты с быстрой коррекцией и стоп-секундным механизмом, работающим на частоте 28 800 полуколебаний в час. Механизм оснащен системой завода Pellaton, которая была усовершенствована с помощью компьютерного моделирования для повышения ударопрочности и общей надежности.

На текстурированном циферблате появился знаковый логотип Ingenieur в виде молнии, а окошко даты теперь освобождено от прежней увеличительной линзы. Обновленные часовые индексы содержат цифры в положениях “12” и “6 часов”, а увеличенные часовая и минутная стрелки придают им еще большую выразительность. Центральная секундная стрелка точно указывала на кольцо с главами, отмеченное двузначными цифрами с интервалом в пять единиц.

Наряду с моделью Ingenieur Automatic из нержавеющей стали, в честь начала сотрудничества IWC с Mercedes-AMG была представлена специальная серия: Ingenieur Automatic AMG. Эта модель была выполнена из легкого титана и предлагалась с интегрированным титановым браслетом или ремешком.

В соответствии с техническим и эксплуатационным подходом к коллекции, в нее были добавлены модели Ingenieur Chronograph из стали и Ingenieur Chronograph AMG из титана. Кроме того, была представлена модель Midsize (референс 4515) размером 34 мм x 10 мм, возможно, ориентированная на азиатский рынок и оснащенная базовым механизмом ETA 2992 A2. Несмотря на скромное магнитное сопротивление в 4800 А/м, референс Midsize обладал водонепроницаемостью 120 м.

Модель Ingenieur Chronograph reference 3725 оснащена базовым калибром ETA/Valjoux 7750 79250 с однонаправленным ротором на шарикоподшипниках. Часы имели тот же диаметр корпуса 42,5 мм, что и модель Ingenieur Automatic, но более тонкий профиль 13,5 мм. Угловатый дизайн корпуса выглядит современно и спортивно. Циферблат имеет динамичную многоуровневую компоновку: 30-минутный счетчик хронографа в положении “12 часов”, бегущий секундный субциферблат в положении “6 часов” и логотип Ingenieur в положении “9 часов”, напротив логотипа IWC. По периметру циферблата расположена тахиметрическая шкала. Как и автоматические часы Ingenieur Automatic, хронографы произвели сильное впечатление, заложив основу для будущего направления развития коллекции IWC.
IWC Big Ingenieur (2007)
В 2007 году, спустя два года после представления коллекции Ingenieur 2005 года, IWC представила модель Big Ingenieur reference 5005. Эта модель со смелым корпусом 45,7 мм и сапфировой задней крышкой отвечала растущему спросу на более крупные, спортивные часы, что означало отход от прежней философии дизайна. Модель Big Ingenieur оснащена автоматическим калибром 51113, изготовленным IWC, с впечатляющим 7-дневным запасом хода. Циферблат оснащен указателем даты в положении “6 часов”, а субциферблат в положении “3 часа” отображает индикатор запаса хода – другие элементы дизайна соответствуют Ingenieur Automatic, сохраняя фирменный стиль коллекции.
В 2009 году серия Big Ingenieur пополнилась моделью Big Ingenieur Chronograph (артикул 3784), выпускавшейся до 2012 года. Модель оснащена передовым калибром IWC 89361, механизмом хронографа с обратным ходом и подзаводом Pellaton, имеет 68-часовой запас хода и частоту 28 800 полуколебаний в час. Часы размером 45,5 х 14,5 мм, водонепроницаемые до 120 метров, оснащены функциями хронографа для минут и секунд, а указатель даты интегрирован в бегущий секундный субциферблат. Безель сохранил легендарные пять фирменных отверстий и был украшен тахиметрической шкалой, что усиливает его спортивную привлекательность.
IWC Ingenieur Automatic Vintage 1955 (2008)
В 2008 году, на фоне широкого ассортимента современных, технологически сложных моделей Ingenieur, IWC представила модель Vintage Ingenieur reference 3233. Эти часы, помещенные в 42,5-миллиметровый корпус, черпали вдохновение в оригинальной модели Ref. 666 (1955) и более поздней модели 866 (1967). Дизайн отличается ступенчатым безелем, заостренными ушками, часовой и минутной стрелками в стиле “дофин”, опоясывающими циферблат, на который нанесены заостренные штриховые индексы. Задняя крышка из сапфирового стекла открывает вид на собственный калибр 80111, приводящий часы в движение.
В отличие от своих предшественников, Vintage Ingenieur не оснащались внутренним корпусом из мягкого железа для антимагнитной защиты. Изначально часы были выпущены ограниченной серией в платиновом корпусе, затем последовали регулярные версии из нержавеющей стали (IW323301), розового золота и белого золота – все с ремешками, а не браслетами. Последней версией серии стала Laureus Sport for Good Foundation Edition (2011), которая отличалась стальным корпусом и ярким синим циферблатом. К 2013 году модель IWC Ingenieur Automatic Vintage 1955 больше не фигурировала в каталоге марки.

В 2011 году коллекция Ingenieur пополнилась знаменитым калибром IWC Double-Chronograph 79230, разработанным Ричардом Хабрингом и основанным на сильно модифицированном ETA 7750. Этот механизм сплит-секундного хронографа был помещен в 45-миллиметровый титановый корпус (Ref. 3765), отличающийся пятью винтами безеля с ADLC-покрытием, толкателями и заводной головкой с черными резиновыми накладками. Такой дизайн корпуса сохранялся в течение нескольких лет, даже когда в 2013 году вся коллекция Ingenieur подверглась полному обновлению.
Ingenieur Automatic Reference 3239 (2013)
Когда IWC представила свою новую коллекцию Ingenieur в 2013 году, в ней был представлен целый ряд моделей из разных материалов и разных размеров, с сильным акцентом на калибры собственного производства. Тем не менее, Ref. 3239, простая модель из нержавеющей стали с часовым механизмом и датой, привлекла внимание любителей часов, поскольку она ознаменовала возвращение к дизайну модели Ingenieur SL 1976 года, созданной Гентой.
Модель Ingenieur Automatic 2013 года была представлена в 40-миллиметровом корпусе толщиной 10 мм, повторяющем размеры оригинальной модели SL. Он оснащен куполообразным сапфировым стеклом, треугольными защитными элементами заводной головки и пятью точно выверенными углублениями безеля. Часы оснащены интегрированным браслетом со слегка приподнятыми прямоугольными средними звеньями, демонстрирующими сочетание матовой и полированной отделки корпуса и браслета, а также скошенных и полированных краев.
На момент запуска модель Ingenieur 3239 предлагалась с тремя вариантами циферблата: посеребренным циферблатом со стрелками и метками из стали или розового золота и классическим черным циферблатом. Циферблат имеет внешнее кольцо минут/секунд, нижний уровень с накладными полированными люминесцентными индексами в виде палочек и центральную область с культовым логотипом в виде молнии и брендингом IWC. Люминесцентные стрелки из полированной цельной стали имеют современный, частично ажурный дизайн, а центральная секундная стрелка имеет прямоугольную секцию, заполненную люмом.
Источником энергии для часов послужил IWC Cal. 30110, созданный на базе Sellita SW200/ETA 2892 A2 и изготовленный в соответствии со спецификациями IWC. Этот механизм был помещен в внутренний корпус из мягкого железа для защиты от магнитных полей – то, чего не хватало модели Vintage 1955 и многим другим моделям в коллекции того времени.
Четыре года спустя базовая модель Ingenieur Automatic 2013 года была заменена в рамках очередного полного обновления коллекции. С 2013 по 2017 год в линейке Ingenieur было выпущено несколько заметных экземпляров, включая Ingenieur Constant-Force Tourbillon ref. 5900, Ingenieur Perpetual Calendar Digital Date-Month ref. 3792, различные модели из титана и керамики, издание Dual-Time и специальные издания AMG.
IWC Ingenieur Automatic Ref. 3570 (2017)
В 2017 году в коллекции Ingenieur появился новый набор моделей, выполненных в винтажных корпусах, созданных до появления SL. Примечательно, что эти часы не имеют логотипа Ingenieur на циферблате и не оснащены сердечником из мягкого железа для защиты от магнитного поля. Базовая модель, Ingenieur Automatic Ref. 3570, выпускалась в 40-миллиметровом корпусе из нержавеющей стали с циферблатами с серебряным или черным напылением, а также в красно-золотом варианте с циферблатом цвета грифельной доски. Куполообразное сапфировое стекло, завинчивающаяся заводная головка и массивная задняя крышка обеспечивают водонепроницаемость 120 метров. На циферблате незаметная апертура даты в положении “3 часа” дополнена мечевидными стрелками с люминесцентным материалом, а центральная секундная стрелка имеет стреловидный наконечник. Индексы в форме полосок были отмечены люминесцентными точками, расположенными у внешнего края, что имитирует внешний вид часов 1955 года. Автоматический калибр 35111 (созданный на базе Sellita SW300-1) обеспечивает быструю смену даты, взлом секунд и 42-часовой запас хода.
Как и винтажная модель 2008 года Ref. 3239, эта новая серия, состоящая из хронографов 3808, 3809, 3812 и модели Perpetual Calendar Digital Date-Month (Ref. 3817), избежала элементов дизайна, которые можно было бы напрямую связать со стилем Дженты. Все изменится в 2023 году, когда IWC представит свою последнюю коллекцию Ingenieur с часами, которые кажутся максимально приближенными к оригинальному SL 1976 года, что является большой данью уважения.
IWC Ingenieur Automatic 40, возвращение по многочисленным просьбам (2023)
Трудно не полюбить новую модель Ingenieur Automatic 40 (Ref. IW3289XX). IWC мастерски переосмыслила классический дизайн Genta, создав современную итерацию, которая, пожалуй, превосходит оригинал. Еще в 1976 году модель Ingenieur SL с трудом находила покупателей – сегодня Ingenieur Automatic 40 практически невозможно достать, как и любые роскошные спортивные часы из стали с интегрированным браслетом от AP, Vacheron или Patek. Это подлинные часы, вдохновленные Гентой, безупречно выполненные и модернизированные.
На сегодняшний день в новой коллекции Ingenieur представлено пять моделей с автоподзаводом 40, каждая из которых отличается цветом циферблата – черный, серебристый, синий, аква и серый. Серый циферблат эксклюзивен для титановой модели, а остальные варианты доступны в нержавеющей стали.
Корпус часов остался близок к пропорциям модели Ingenieur SL 1976 года: его диаметр составляет 40 мм, а толщина уменьшилась до 10,7 мм (по сравнению с 12,5 мм у оригинала). От ушка до ушка он также составляет 45,7 мм, что обеспечивает сбалансированную посадку на запястье. Внутренний сердечник из мягкого железа обеспечивает защиту от магнитных полей – отсылка к эпохе, когда это было лучшим из доступных решений. Часы водонепроницаемы до 100 метров, а благодаря изогнутым ушкам и утонченному профилю корпуса носятся исключительно хорошо. Привлекательности часам добавляет и великолепно выполненный браслет, обеспечивающий комфорт и эстетику.
Широкий безель с полированными краями и пятью центрированными винтами, а не просто углублениями, – долгожданное обновление. Заводные головки выполнены безупречно, а общая отделка впечатляет – преимущественно матовые поверхности корпуса и браслета с полированными фасками на слегка приподнятых центральных звеньях, излучающих роскошь.
Циферблат украшен геометрическим узором в виде сетки, а по периметру расположено кольцо с указателем часов. Накладные часовые метки с люминесцентным покрытием хорошо читаемы, двойные индексы расположены в положении “12 часов”, а более короткая метка – в положении “3 часа”, где обрамленное окошко даты тонко нарушает симметрию. Широкие часовая и минутная стрелки повторяют эстетику маркеров, а логотип IWC и эмблема молнии идеально пропорциональны, что придает часам сбалансированный вид. Сердцем новой модели Ingenieur является Калибр 32111, механизм с автоматическим подзаводом, оснащенный системой щелчкового завода, основанной на архитектуре Valfleurier, общей для группы Richmont. Он работает на частоте 28 800 полуколебаний в час и обеспечивает впечатляющий 120-часовой запас хода при полном заводе.
Хотя ни одни часы не обходятся без критики, нельзя отрицать, что эта последняя модель Ingenieur – одна из самых ярких за последние годы среди часов со знаковым логотипом в виде молнии. Будет интересно посмотреть, как будет выглядеть серия с дополнительными функциями и усложнениями. Будем надеяться, что эта базовая модель с часами и датой останется в основном неизменной в течение нескольких лет, и IWC выпустит достаточное количество часов, чтобы удовлетворить жажду.
Заключительные замечания
Модель Ingenieur была краеугольным камнем коллекции IWC на протяжении 70 лет, эволюционируя в ходе смены отраслевых циклов, меняющихся тенденций и различных эпох руководства. В преддверии знаменательного юбилея модели самое время вспомнить некоторые ключевые моменты ее истории. Несмотря на то, что существуют подробные источники, описывающие все когда-либо выпущенные модели Ingenieur, мы остановились на моделях, которые действительно определяли соответствующие эпохи, отражая менталитет и инновации своего времени.
Если вы только начинаете знакомиться с миром Ingenieur, хорошие новости – многие исторически значимые модели по-прежнему доступны на вторичном рынке по разумным ценам. А если вы подумываете о выпуске последней модели, пусть эта история укрепит ваше решение и послужит поводом для разговора – особенно с мужчинами технических профессий – инженерами.