Air-King – интересная модель в историческом портфолио Rolex (известная как “вечнозеленая”, если она все еще выпускается), которую иногда называют моделью начального уровня (ну, в те времена).
Такое мнение в какой-то степени понятно, но и неуместно, даже если Air-King входит в число самых доступных моделей на рынке подержанных часов сегодня. Часы уходят корнями в конец Второй мировой войны и имеют очень крутое происхождение: они были выпущены в 1945 году в честь британских летчиков. Это не традиционные часы для пилотов как таковые, а скорее дань уважения, но в современной линейке они превратились в специальную серию. Кроме того, это одна из старейших моделей Rolex, опередившая Explorer, Submariner, GMT-Master, Day-Date и другие. При этом легендарные Datejust также дебютировали в 1945 году. Продолжая серию статей об исторических моделях Rolex, мы рассмотрим недооцененный Rolex Air-King.
- Британские королевские военно-воздушные силы
- Air-King Reference 4925, эра ручного завода (1945-1953 гг.)
- Модель Air-King Reference 4365 (1945 – 1953)
- Air-King Reference 4499 (1946-1953)
- Air-King Reference 6552 (1953 – 1957)
- Calibre 1030 и рассвет внутреннего производства
- Air-King Reference 6652… Ну, чувак, мы просто не знаем.
- Air-King Reference 5500, рождение современного Air-King (1957 – 1989)
- Корпоративные циферблаты
- Калибр 1520 и 1530
- Air-King Reference 5700, Air-King Date (1959 – 1988)
- Несколько аномалий
- Air-King Reference 14000, современные функции в знакомом корпусе (1989-1999)
- Air-King Reference 14000M (2000-2006 гг.)
- Air-King Reference 14010/14010M с безелями из точеной стали
- Air-King Reference 114200, Air-King Matures (2007 – 2014)
- Air-King Reference 116900, возвращение (2016 – 2022)
- Air-King Reference 126900 (2022 – настоящее время)
- Коллекционеры и энтузиасты
Британские королевские военно-воздушные силы
Air-King на самом деле была частью более широкой серии из четырех моделей Air в честь британских Королевских ВВС (RAF), а остальные три модели были Air-Lion, Air-Tiger и Air-Giant. Все они были похожи друг на друга, а последние три появились первыми (начиная с 1930-х годов) и уже давно исчезли, оставив Air-King в качестве пресловутого царя горы. Оригинальные Air-King имели много общих черт с ранними моделями, такими как Milgauss и Oyster Perpetual, а иногда это были буквально одни и те же часы с некоторыми различиями в циферблате. Ранние Air-Kings выглядели совсем иначе, чем привычная и простая эстетика, которая сохранялась на протяжении десятилетий, но, как и во многих других моделях короны, эксперименты были обычным делом, пока все не было отлажено. Изображения ниже предоставлены Bonhams.com.
Air-King Reference 4925, эра ручного завода (1945-1953 гг.)
Изначально Air-King очень сильно отличался от типичных моделей, начиная с ref. 5500 (1957 – 1989 гг.) и мог быть принят за другую модель, если бы на циферблате не было напечатано Air-King. Тем не менее, ДНК была заложена с самого начала: 34-миллиметровый корпус Oyster из нержавеющей стали (Bubbleback), завинчивающаяся заводная головка, достойная (для того времени) водонепроницаемость 50 метров и просверленные ушки. Циферблат был цвета яичной скорлупы с мелкими накладными арабскими цифрами (золотого цвета) авангардного шрифта. Под 12 часами была напечатана заводная головка Rolex, под ней – ROLEX, а под ней – OYSTER AIR-KING. И это было все, кроме простой дорожки из одинаковых точек, нанесенных по периметру. Более поздние модели 4925 имели надпись SWISS MADE в самом низу, но, похоже, на циферблатах ранних моделей 1945 года она отсутствовала. Под акриловым стеклом с вороненой секундной стрелкой располагались совпадающие по цвету часовая и минутная стрелки из листового металла, обеспечивающие хорошую читаемость в простом и понятном исполнении. Не совсем часы для пилотов, но опять же в честь летчиков RAF, летавших во время войны.

Винтажный экземпляр Rolex Air-King reference 4925, около 1956 года
Хотя модель Oyster Perpetual дебютировала в 1931 году с корпусом Oyster и автоматическим калибром 620 (название Oyster Perpetual могло бы подождать до 1932 года), Air-King начали свою жизнь с более скромным механизмом Hunter с ручным заводом от Aegler, калибр 10.5. Он имел 15 камней и бил со стандартной (для того времени) частотой 18 000 в час или 2,5 Гц, не был хронометром и даже не имел точной регулировки. Несмотря на отсутствие ротора, корпус был общей конструкции Bubbleback для размещения автоматических аналогов, опять же, почему некоторые другие модели Rolex идентичны, за исключением циферблата.
Это была надежная, вполне адекватная и доступная рабочая лошадка, но через год она была обновлена с помощью ref. 4499, который фактически работал вместе с ref. 4925, пока обе не были сняты с производства в 1953 году. Следует отметить, что автоматика Rolex до калибра 1030 1950 года была основана на механизмах Hunter с добавленными модулями для ротора. Таким образом, более толстые калибры, которые появились в результате, снова нуждались в корпусе Bubbleback, и Rolex не собирался разрабатывать новый только для Air-King.
Модель Air-King Reference 4365 (1945 – 1953)
Этот референс и ref. 4925 в основном работали вместе от начала до конца, но различия между ними были на удивление разительными. Для начала, ref. 4365 имел большой малый секундный циферблат вместо центральной стрелки, поэтому в них использовались разные механизмы с ручным заводом (хотя оба основаны на калибре 10.5). Это объясняется тем, что они также выпускались в виде моделей Air-Lion и Air-Giant, так что дифференциация имеет смысл. Циферблат имеет общие черты с часами ref. 4925 и готовящейся к выпуску моделью ref. 4499, начиная с плоских накладных индексов, характерных для модели ref. 4925, но более современная печатная внешняя дорожка, которая сохранилась на модели ref. 4499.
Надпись PRECISION теперь нанесена на циферблат, как у модели ref. 4499, но плотно зажата между верхней частью дополнительного циферблата и центральными стрелками. Это указывает на слегка улучшенный вариант калибра 10.5, который, скорее всего, перешел на 17 камней с 15 (также встречается в модели ref. 4499 с обновленным калибром 10.5, но с центральной секундной стрелкой). Стрелки-листья также были более узкими, чем у модели ref. 4925, как и у модели ref. 4499, а также добавлена надпись SWISS MADE в нижней части всех циферблатов.

Air-King Reference 4499 (1946-1953)
Это, пожалуй, следующая актуальная модель Air-King после ref. 4925, поскольку модель ref. 4365 был использован во многих моделях Air. Он не был сильно изменен по сравнению с оригиналом, но есть несколько заметных отличий. Накладные индексы были выполнены тем же шрифтом, но были более узкими, высокими и черными вместо золотых. Более подробная и традиционная печатная минутная/секундная шкала от ref. 4365 вернулась вместе с надписью PRECISION, теперь она удобно расположена над 6 часами и не мешает.
В нижней части циферблата снова появилась надпись SWISS MADE, которая в дальнейшем станет постоянной. Те же (или очень похожие) стрелки-листочки из ref. 4365 также выполнены в черном цвете, и в сочетании с более темными и выраженными индексами их читаемость значительно улучшилась. Эта модель представляет собой более зрелую версию Air-King с улучшенными элементами циферблата и обновленным калибром 10.5 на 17 камнях с центральными стрелками.

Помните, я говорил, что Air-Kings иногда были идентичны другим моделям Rolex, за исключением рисунка циферблата? Так вот, некоторые модели раннего периода действительно имели референс-номер 4499. Сегодня в это трудно поверить, но в начале и середине XX века компания Rolex была неорганизованной, когда дело доходило до каталогизации конкретных моделей, различий внутри референсов, точных номеров калибров и так далее. Современные коллекционеры уточняют детали и заполняют пробелы.
Air-King Reference 6552 (1953 – 1957)
Это был первый настоящий скачок для Air-King со значительными изменениями в циферблате и механизме. Оформление циферблата не совсем соответствует тому, чем станет Air-King: полированные и граненые индексы “копье” и арабские цифры Explorer на 3, 6 и 9 часах (хотя последние триумфально возвращаются). Однако более поздние циферблаты 6552 получат более классические индексы в виде палочек, которые стали воплощением будущего модели. Вот как выглядит ситуация, когда Rolex бросает все на стену, чтобы посмотреть, что из этого получится. Часовая и минутная стрелки Alpha заменили свои листовые аналоги и впервые получили вставки с радиевым люмом. PRECISION была заменена на SUPER PRECISION, чтобы указать на новый и улучшенный автоматический механизм.
Заводная головка Rolex и сам ROLEX стали накладными, а Air-King впервые напечатали классическим шрифтом (а не прописными буквами). Неизменными остались 34-миллиметровый корпус, акриловое стекло, просверленные ушки и водонепроницаемость. Внешняя минутно-секундная шкала также получила дополнительные метки с длинными и короткими стрелками для более точного определения времени. И, наконец, это были первые Air-King, которые с завода начали использовать трехзвенный браслет Oyster.

Calibre 1030 и рассвет внутреннего производства
Наибольшие изменения произошли под капотом калибра 1030, превратившего Air-King в модель Oyster Perpetual. Он по-прежнему имел частоту хода 2,5 Гц, но при этом 25 камней, более высокую точность хода и отсутствие малой секундной стрелки. Это был первый полностью реализованный собственный механизм марки (запущенный в 1950 году) с двунаправленным ротором “бабочка” для большей эффективности и дополнительным рейтингом хронометра, который также использовался в ранних Explorers и (без даты) Submariners. В предыдущих автоматических часах Rolex также использовались базовые механизмы Hunter с дополнительным модулем для ротора. Ref. 6552 явно не уступала другим моделям с новым собственным механизмом Oyster Perpetual, зарекомендовав себя как простые, но высококлассные часы, которые склоняются к нарядной стороне, не претендуя на спортивные намерения.
Air-King Reference 6652… Ну, чувак, мы просто не знаем.
Предположительно, это переходная модель Air-King с калибром 1030, ведущим к ref. 5500, но на самом деле это не так уж и много. Многие знатоки настаивают на том, что на самом деле ее никогда не существовало, в то время как другие утверждают, что она является продуктом ранней небрежности Rolex при составлении каталогов. Независимо от того, является ли ref. 6652 – это настоящие Air-King или совсем другая модель, точно не известно, но ее часто переплетают с ref. 6552 и даже может быть одной и той же моделью с “неправильным” номером. Это если она вообще существует на самом деле. Еще немного истории Rolex (и простите за отсылку к “Большому Лебовски”).
Air-King Reference 5500, рождение современного Air-King (1957 – 1989)
Это самая долговечная модель Air-King, представляющая собой эстетику, о которой думает большинство коллекционеров и энтузиастов Rolex. В течение 32 лет существования этой модели в нее вносились изменения и дополнения, но общая формула была уже четко определена. Первый современный Air-King был рожден, но он будет продолжать развиваться в 21 веке с серьезными изменениями. Он по-прежнему был меньше обычного – 34 мм в диаметре, в то время как такие модели, как Explorer и Datejust, были 36 мм. А если говорить об Explorer, то с 1958 по примерно 1967 год существовала модель 5500 Explorer в этом 34-миллиметровом корпусе (в остальном Explorers были 36-миллиметровыми).
Типичный эксперимент Rolex, результатом которого стал гибрид Air-King/Explorer, пытавшийся использовать лучшее от обеих моделей в доступном корпусе – это не были сертифицированные хронометры, как сертифицированные Explorers 6610 или 1016 в то время. Как и Air-King, они имели надпись PRECISION на циферблате вместо SUPERLATIVE CHRONOMETER OFFICIALLY CERTIFIED. Коллекционеры копают их сегодня, и их труднее всего найти. Однако многие считают их Explorers, а не Air-Kings, и я склонен с этим согласиться.
Как уже давно известно, вариации встречаются повсеместно, начиная с моделей “Pre-Precision”. В зависимости от рынка, модели ref. 5500 оснащались либо калибром 1520, либо 1530, причем на циферблате последних часто указывался SUPER PRECISION, а не PRECISION 1520. Однако это было непостоянно, и некоторые модели имели PRECISION или SUPER PRECISION независимо от механизма, а некоторые ранние модели вообще ничего не имели, отсюда и название “Pre-Precision”. Сегодня они очень редки и ценятся коллекционерами. В дополнение к разрозненной природе того времени, обслуживание и ремонт (и потенциальные незначительные модернизации) привели к несоответствию обозначений циферблатов, механизмов и так далее. Есть и такие раритеты, как “двойные красные” циферблаты с надписями Air-King и SUPER PRECISION, нанесенными красным цветом.

В целом, общая формула была соблюдена, и модель 5500 Air-King стала простым и доступным экземпляром, который предлагал все возможности Rolex без колокольчиков и свистков. Меньший 34-миллиметровый корпус, отсутствие усложнений и сертификации хронометра позволили снизить цену по сравнению с (правильными) Explorer и Datejust, но фирменная автоматика, стандартный браслет Oyster, корпус Oyster с завинчивающейся заводной головкой и общая посадка и отделка сделали эти часы любимыми для многих. И давайте поговорим о стиле. Элементы циферблата на тот момент были (в основном) уютными: большинство из них имели серебристые или светлые циферблаты, стрелки в виде палочек и индексы в виде палочек (эстетика Rolex, конечно, не ограничивалась Air-King). С годами стали популярны также черные и грифельно-серые циферблаты. Водонепроницаемость теперь составляла 100 метров.
Корпоративные циферблаты
Rolex имеет долгую историю корпоративных циферблатов, (возможно) начиная с циферблата “Yankees 1956 World Champions” на золотых Oyster Perpetual Йоги Берры. Rolex активно рекламировал циферблаты с логотипами, и часы Ref. 5500 стали фаворитом компаний, желающих предоставить Rolex в качестве роскошного бонуса, подарка на пенсию и так далее. Популярные примеры сегодня включают циферблаты, напечатанные с логотипом Domino’s Pizza или Levi’s над 6 часами, но бесчисленное множество примеров – от гербов иностранных правительств до малоизвестных спортивных событий. Конечно, это не ограничивалось Air-King, циферблаты с логотипом были сделаны для Oyster Perpetual, Datejust, Date и многих других моделей, но классический стиль Air-King и более доступная цена, похоже, сделали их наиболее подходящими для ролла. Был даже очень редкий Submariner с циферблатом Панамского канала 1999 года. Небольшое примечание: все циферблаты Rolex с Микки-Маусом – это дополнения после продажи, так как Rolex никогда не продавал их с завода, поэтому покупатель должен быть осторожен. Корпоративные циферблаты сегодня пользуются популярностью у коллекционеров, но многие из них по-прежнему стоят дороже своих обычных аналогов, таких как вышеупомянутые Domino’s 5500.
Калибр 1520 и 1530
В 1957 году Rolex представил калибр 1530 (до 1520) как “сверхточный” автоматический механизм для Air-King, который не требовал хронометрического рейтинга. Ранние Submariner до хронометра получили этот калибр также, в то время как относительная горстка 1530 получил рейтинг хронометра для конкретных моделей. С годами калибр немного эволюционировал: ротор-бабочка был заменен на более традиционный “полулунный”, красные шестерни с тефлоновым покрытием заменили латунные (в эстетике, которую мы видим и сегодня), а количество драгоценных камней увеличилось с 25 до 26 в некоторых моделях. Все они работали на частоте 18 800 в час (2,5 Гц) и имели 44-часовой запас хода. Калибр 1535 был вариантом с усложненной датой (см. арт. 5700 ниже). Также были выпущены версии 1530 и 1520 с 17 камнями, чтобы избежать тарифов на некоторых рынках, в основном в США.

Калибр 1520 был скромным обновлением, а также снижением стоимости до уровня 1530 с чуть более высокой частотой хода 19 800 в час (2,75 Гц) и 26 камнями для всех механизмов (за исключением возможного меньшего количества камней, чтобы избежать тарифов). Запас хода был указан как 42 часа, что является небольшим снижением по сравнению с калибром 1530. В механизме не использовался регулятор Microstella, как в калибре 1530, поэтому он получил обозначение PRECISION даже при более высокой частоте хода. Этот механизм использовался и в ранних Submariner.
Air-King Reference 5700, Air-King Date (1959 – 1988)
Классный вариант модели ref. 5500 является модель Air-King Date, ref. 5700, которая (как следует из названия) просто добавляет окошко даты в положении “3 часа” под циклопической линзой и акриловым стеклом. В остальном эти часы не отличались от стандартных моделей 5500 и были похожи на модели Oyster Perpetual Date того времени, за исключением официального обозначения хронометра. Ref. 5700 имела привычный гладкий безель, а более редкая двухцветная модель (Rolesor) появилась позже с рифленым безелем и золотыми элементами циферблата (арт. 5701). С добавлением усложнения даты появился модернизированный механизм, калибр 1535, хотя в некоторых моделях использовался калибр 1525, и оба механизма были механизмами PRECISION, а не хронометрами.
Варианты цвета циферблата обычно были серебристыми, черными, белыми и цвета шампанского. Любопытно, что существовала также модель Air-King Date ref. 6500 с черным циферблатом, представленная в 1975 году.

Несколько аномалий
Хотя модель ref. 5500 оставался относительно неизменным и стабильным на протяжении более 30 лет, некоторые странные аномалии не были редкостью для референсных серий Rolex в то время. В 1960 году модель ref. 5506 (и три другие модели) дебютировали с 14-микронным золотым покрытием, которое, в отличие от традиционного золотого напыления, наносилось на сталь (хотя эстетика была практически идентичной). К ним прилагался соответствующий браслет Oyster. Затем модель ref. 5501 появилась двухцветная модель Rolesor с золотым рифленым безелем и заводной головкой, оснащенная двухцветным браслетом Oyster, а позже – сопоставимым Jubilee. Модель Ref. 5502 имела золотой корпус с гладким безелем, черный циферблат и надпись Air-King крупным шрифтом над 6 часами. Модель Ref. 5504 имела стрелки Alpha и более крупные накладные индексы на 3, 6 и 9 часах, и все это было упаковано в более крупный 36-миллиметровый корпус Explorer 1 с калибром 1530. Это, однако, не было похоже на более раннюю гибридную модель 5500 Explorer.
Среди других изменений – переход в середине 1960-х годов на тритий вместо радиоактивного радия (обозначается буквой T SWISS T в нижней части корпуса) и введение в 1970-х годах в моделях 5700 функции автоматической установки даты.
Air-King Reference 14000, современные функции в знакомом корпусе (1989-1999)
С точки зрения энтузиаста, это, вероятно, те Air-King, которые стоит приобрести. Он сохранил большую часть характера модели ref. 5500, но добавляет современное сапфировое стекло и новый механизм, калибр 3000 (еще не хронометр). Все более редкие стрелки “карандаш” и “альфа” теперь полностью исчезли, их заменили новейшие стрелки-батоны, как на Datejust и других моделях. Исчезли и просверленные ушки. К ним присоединились лососевые и синие циферблаты, а дизайн циферблатов действительно расширился за счет различных индексов, римских цифр, арабских цифр на 3, 6 и 9 часах (как у предыдущих моделей) и так далее. Конечно, привычная и простая схема циферблата Air-King по-прежнему доминировала в серии. В 1998 году произошел полный переход от трития к люминовой лампе, и надпись T SWISS T сменилась надписью SWISS в нижней части циферблата, а вскоре после этого на циферблатах появилась суперлюминовая лампа Super-LumiNova.

Калибр 3000 был солидным обновлением с 27 камнями, частотой 28 800 в час (4 Гц), чтобы соответствовать более широкому портфолио марки, и 42-часовым запасом хода. Он также использовался в некоторых Submariner и Explorer без даты. Он имел плоскую пружину без намотки и упрощенный регулируемый баланс масс и был надежной рабочей лошадкой до тех пор, пока в 2000 году его не заменила модель ref. 14000M, заменившей его в 2000 году.
Air-King Reference 14000M (2000-2006 гг.)
В этой модели (“М” означает модифицированную модель 14000) механизм был снова модернизирован, на этот раз с помощью сертифицированного хронометра – калибра 3130. В числе отличий – 31 камень от 27 и новая пружина Parachrom. Хотя 3130 стал первым механизмом Air-King с сертификатом COSC, на циферблатах осталась надпись PRECISION. В целом, мало что изменилось, и циферблаты 14000 и 14000M имеют общие отличия, хотя, как уже упоминалось, Super-LumiNova заменила LumiNova.
Air-King Reference 14010/14010M с безелями из точеной стали
Ref. 14010 (1991 – 2001) и ref. 14010M (2000-2006 гг.) имели специальные точеные безели с мелкими канавками между полированными пластинами, которые примыкали к основным индексам циферблата (двойная пластина в положении “12 часов”). Это был просто обработанный безель для эстетики, а в остальном модели были идентичны ref. 14000 и 14000M.

Air-King Reference 114200, Air-King Matures (2007 – 2014)
Несмотря на то, что мы видели множество вариантов циферблатов, появившихся в серии ref. 14000, по-настоящему сумасшедшие события начались с ref. 114200, первым шестизначным референсом Air-King (наряду с 114234), после чего наступил многолетний перерыв в производстве. Давайте начнем с малого и продолжим. Для начала, все циферблаты теперь оснащены собственным хромалайтом Rolex, заменившим Super-LumiNova. Надпись SWISS MADE снова стала стандартной в нижней части циферблатов, но циферблаты теперь были самых разных цветов, включая черный, белый, зеленый, синий, лососевый и шампань, а некоторые имели римские цифры, накладные арабские цифры, экзотические циферблаты, двухцветные варианты и так далее.
Привычная для Explorer схема с накладными арабскими цифрами на 3, 6 и 9 часах стала стандартной, отличаясь от более ранних моделей, которые использовали эту схему, но она никогда не была нормой. Стрелки-батоны из белого золота (перешедшие с модели 14000) были стандартными для большинства моделей. Размер корпуса 34 мм и водонепроницаемость 100 метров остались неизменными.

PRECISION и SUPER PRECISION были окончательно заменены на SUPERLATIVE CHRONOMETER OFFICIALLY CERTIFIED, поскольку калибр 3130 (перенесенный из модели 14000M) был сертифицированным хронометром, но опять же, в то время было принято любопытное решение сохранить PRECISION на старых циферблатах 14000M. Ref. 114234 был дополнен рифленым безелем из белого золота, как у многих моделей Datejust, для придания им некоторой роскоши. Скромный и простой Air-King действительно повзрослел, но еще не перерос традиционный замысел (пока). При этом различия в циферблатах стали настолько экстремальными, что их можно было спутать с разными моделями Rolex, хотя все они были только с часами без даты (с надписью Air-King, конечно же, шрифтом).
Air-King Reference 116900, возвращение (2016 – 2022)
После того как модель ref. 114200 был снят с производства в 2014 году, Air-King полностью покинул портфолио Rolex, и многие задавались вопросом, не означает ли это конец одной из самых долгоживущих моделей. Как оказалось, она была просто помещена обратно в печь, поскольку два года спустя, в 2016 году, появился совсем другой экземпляр. Многие энтузиасты (в том числе и я) считали, что душа Air-King начала угасать с появлением этой новейшей модели ref. 116900, часы, которые были далеки от традиционного стиля. Совсем другое животное. Теперь у нас был 40-миллиметровый корпус (огромный скачок по сравнению с 34 мм), более широкий безель, а стрелки Mercedes из белого золота почти неожиданно заменили более консервативные дубинки. Фактически, корпус теперь был общим с Milgauss, вместе с механизмом и антимагнитным внутренним корпусом.
Единственное, что делало эти часы “Air-King”, – это знакомый шрифт на глянцевом черном лакированном циферблате, который теперь был перенесен выше 6 часов: OYSTER PERPETUAL был напечатан под зеленым ROLEX под желтой короной. О, и секундная стрелка-леденец тоже была зеленой с апертурой Chromalight. Опять же, бросается в глаза. Циферблат был только черным с мешаниной арабских цифр – на нем были знакомые нам 3, 6 и 9 часов, а также шкала секунд/минут (от 5 до 55), которая была вдохновлена приборами на приборной панели Rolex, изготовленными для сверхзвукового автомобиля Bloodhound SSC (британский реактивный и ракетный автомобиль, предназначенный для достижения скорости свыше 1 000 миль в час). Для сравнения: звуковой барьер на земле преодолевается на скорости около 760 миль в час. Автомобиль так и не достиг своих целей, и партнерство распалось.
Механизм был обновлен до калибра 3131, который представляет собой усовершенствованный калибр 3130 с 48-часовым запасом хода и парамагнитной пружиной Parachrom Blue. Впервые он дебютировал в 2007 году для модели Milgauss, и это единственные две модели, в которых он используется.
Air-King Reference 126900 (2022 – настоящее время)
Новейшая модель Air-King 126900 внешне очень похожа на своего непосредственного предшественника, но есть и множество отличий. 40-миллиметровый корпус теперь похож на GMT-Master II (поскольку модель Milgauss была снята с производства) с более четкими линиями, широкими ушками, более узким безелем и полным защитным кожухом заводной головки (впервые для Air-King). Однако антимагнитный внутренний корпус остался. Как и практически все современные Rolex, новый механизм – калибр 3230 – оснащен новейшим спуском Rolex Chronergy, который облегчает/скелетонизирует спуск и изменяет зубцы спускового колеса и камни палеты, повышая эффективность на 15% и доводя точность хода до +/-2 секунд в сутки. Не так давно Air-Kings были просто моделями PRECISION, не имеющими даже сертификата COSC. Огромный скачок для традиционно скромной серии, если не сказать больше.
Черный циферблат очень похож на модель ref. 116900, но есть несколько тонких изменений. Во-первых, цифра 5 теперь 05 в правом верхнем углу, а накладные арабские цифры 3, 6 и 9 имеют вставки Chromolight, как в модели Explorer (в модели 116900 они были сплошными). Нижний индекс под цифрой 6 также был удален, освободив место для печатной короны между SWISS и MADE.
Немного странно, насколько сильно эволюционировал Air-King, учитывая, насколько сдержанно Rolex относится к своему основному портфолио. Посмотрите на Explorer, Explorer II, Submariner, GMT Master II, Day-Date, Datejust и так далее, и вы увидите последовательный язык дизайна на протяжении всей жизни их производства, даже с неизбежными обновлениями. Air-King сохранял этот стиль на протяжении большей части своей жизни, особенно в эпохи 5500, 5700 и 14000, но теперь это совершенно другие спортивные часы высокого класса. Это, конечно, не плохо, но это лишает Air-King части того, что делало их уникальными и особенными.
Например, у нас уже есть Explorer и Datejust, и кажется, что Oyster Perpetual занял место Air-King после повышения. Возможно, я слишком большой пурист, но я не вижу ничего особенного в Air-King последнего поколения. Очень крутая и зрелая спортивная модель Rolex, да, но Air-King?
Коллекционеры и энтузиасты
Одна из главных особенностей Air-King – доступность для коллекционеров и энтузиастов. Очень длинный тираж, особенно в случае с ref. 5500 и 14000, а также то, что эта модель была доступной по своей конструкции (до недавнего времени), делают подержанные Air-King довольно простыми в приобретении. Вы можете найти хорошую, хорошо работающую модель ref. 5500 менее чем за 2 500 долларов США (за вычетом браслета Oyster), а за 3 000 долларов США вы получите полноценный оригинальный экземпляр.
В наши дни это исключительная цена для надежных, подержанных Rolex. Хорошая модель ref. 14000 подорожает примерно на USD 1,000 и составит USD 4,000 за экземпляр с браслетом Oyster, а модель ref. 5700 Date можно приобрести менее чем за 3500 долларов США, если вам нравятся часы Oyster Perpetual Date. Если вы энтузиаст, который просто хочет получить приятные впечатления от Rolex и при этом не разориться, любая из вышеперечисленных моделей более чем подойдет. На самом деле, легкая полировка и обслуживание дадут вам Rolex, который многие зрители будут считать новым.

Если вы предпочитаете что-то более современное, то часы ref. 114200 можно приобрести менее чем за 5000 долларов США, в то время как недавнюю модель 116900 можно найти менее чем за 6500 долларов США, а новейшую 126900 – примерно за 7500 долларов США. Имейте в виду, что две последние модели – это спортивные часы Rolex высокого класса, сертифицированные COSC, с современными 40-миллиметровыми корпусами и значительной магнитной прочностью.
Серьезные коллекционеры, однако, охотятся за очень ранними или специальными моделями, хотя даже многие из них удивительно доступны по цене. Оригинальная модель ref. 4925 в хорошем состоянии был оценен в 7 000 долларов США на аукционе Sotheby’s в сентябре прошлого года (окончательная цена продажи не была указана). Для сравнения, хороший Explorer ref. 1016 1960-х годов стоит около 15 000 долларов США, и это стандартная модель с ранними (иш) характеристиками, которая выпускалась почти 30 лет. Специальные модели, такие как Domino’s Pizza 5500, могут стоить более 10 000 долларов США, а “двойные красные” 5500 – и того больше. Если вам удастся найти гибрид 5500 Explorer, вам понадобятся еще более глубокие карманы. Однако достаточно взглянуть на раннюю модель Paul Newman Daytona, чтобы понять, насколько доступными являются редкие, винтажные Rolex.
Я снова разрываюсь между тем, во что превратились Air-King. С одной стороны, это современные спортивные часы высокого класса, которые могут играть на одном поле с любой современной моделью. С другой стороны, это уже не те Air-King, на которых я вырос, с их устоявшимся обликом, восходящим к середине 1950-х годов. Он напоминает мне недавний электрический Ford Mustang. Круто и современно, но это уже не Mustang. Но кто я такой, чтобы излишне критиковать модель, которая сейчас входит в число лучших стальных спортивных часов марки?
На рынке всегда можно найти множество традиционных подержанных Air-King с потрясающими ценами, так что для каждого найдется что-то свое. Некоторые могут сказать, что Air-King – это низкий Rolex начального уровня, что, возможно, и было правдой в прошлом (но, конечно, не сегодня), но это не плохо. Одна из моих любимых винтажных моделей – Oyster Date с ручным заводом, стоящая в одном ряду с ранними Air-King на уровне “начального уровня”. На мой взгляд, хорошие часы ref. 5500 Air-King дает столько же впечатлений от Rolex, сколько и ref. 1016 Explorer – и я придерживаюсь этого утверждения.