Человек естественным образом ассоциирует вес с качеством, и поэтому нас легко впечатлить чрезвычайно тяжелыми часами.
Однако исключительно легкие часы иногда впечатляют еще больше, поскольку они как бы бросают вызов законам физики и создают когнитивный диссонанс между тем, что видят ваши глаза, и физическим объектом, который вы держите в руках. Прекрасным примером последней разновидности “впечатляющего” является Ulysse Nardin Diver [Air] – внушительные 44-миллиметровые часы для дайвинга с соответствующим рейтингом 200-метровой глубины, которые каким-то образом умудряются весить меньше теннисного мяча, даже с учетом ремешка.
С первого взгляда Ulysse Nardin Diver [Air] (арт. 3743-170-2A/0A) выглядит так, будто кто-то забыл установить большинство внутренних компонентов в стандартные часы Diver X Skeleton. Однако Diver [Air] напоминает Diver X Skeleton только формой корпуса и общим внешним видом, а практически все детали корпуса и механизма были перепроектированы для максимального снижения веса.
В нашей первоначальной статье о Diver [Air] я писал, что часы весят всего 52 грамма с ремешком, и эту цифру Ulysse Nardin даже упоминает на своем официальном сайте. Однако во время нашей встречи с представителями марки на выставке Watches & Wonders Geneva в этом году я узнал, что на самом деле Diver [Air] весят немного меньше – 51,51 грамма (включая ремешок), или 46 граммов только для головки часов.
Возможно, Ulysse Nardin просто учитывает дополнительный вес ремешка в мокром состоянии (ведь это часы для дайвинга), но если вы изучите спецификации Diver [Air] на сайте марки, то обнаружите значение 51,51 грамма, указанное в качестве официального веса модели.
Для сравнения, стандартный теннисный мяч весит от 56 до 59,4 грамма, а одна из традиционных 44-миллиметровых титановых моделей Diver от Ulysse Nardin имеет общий вес 120,49 грамма. Учитывая, что Casio G-Shock начального уровня серии DW5600 также весит 52 грамма, нельзя сказать, что Ulysse Nardin Diver [Air] демонстрирует показатели, которые просто не существуют в индустрии наручных часов; однако, хотя мы вполне ожидаем, что смоляные G-Shock будут легкими, Diver [Air] полностью опровергает ожидания, когда вы впервые берете часы в руки.
Часы Ulysse Nardin Diver [Air] диаметром 44 мм и толщиной 14,7 мм на миллиметр тоньше, чем одна из моделей Diver X Skeleton, но их все равно нельзя назвать маленькими, и довольно внушительные пропорции модели создают определенные ожидания относительно того, как должен ощущаться в руках предмет такого размера.
Когнитивный диссонанс начинается, когда вы берете в руки Diver [Air], а он весит меньше половины того, что вы ожидали, и ощущения схожи с тактильным кайфом, который человек может получить, взяв в руки необъяснимо тяжелые часы. Однако, несмотря на то, что сделать часы очень тяжелыми довольно легко, можно убрать только столько веса, чтобы не нарушить их структурную целостность или функциональность, и именно здесь Diver [Air] действительно начинает впечатлять.
Несмотря на ультралегкую конструкцию, Ulysse Nardin Diver [Air] не идет на компромиссы в вопросах прочности: модель устойчива к ударам до 5 000g, а ее водонепроницаемость составляет 200 метров. Чтобы добиться таких показателей, Ulysse Nardin не могла просто сделать те же компоненты тоньше и скелетонизированнее, поскольку просто не хватило материала, чтобы удалить его из Diver X Skeleton. Вместо этого бренду пришлось искать различные материалы для корпуса и механизма, и он сотрудничал с несколькими организациями из индустрии передовых материалов, чтобы создать специальные смеси титана и углеродного волокна, которые также уделяют большое внимание переработке и экологичности.
Как и следовало ожидать, Ulysse Nardin Diver [Air] оснащены двумя сапфировыми кристаллами, установленными по обе стороны корпуса: куполообразный кристалл защищает циферблат, а плоский круглый кристалл установлен на завинчивающейся задней крышке дисплея. Однако на этом сходство материалов практически заканчивается. Центральная часть корпуса Ulysse Nardin Diver [Air], а также кольцо безеля, завинчивающаяся заводная головка и рамка задней крышки на 90% состоят из переработанного титана, который был получен в результате сотрудничества компаний TiFast и Thyssenkrupp.
Компания TiFast – один из ведущих европейских производителей титана, а титан, используемый для изготовления Diver [Air], она извлекает из швейцарской биомедицинской промышленности. После этого восстановленный металл передается компании Thyssenkrupp, которая обрабатывает титан для дальнейшего улучшения деформационных и механических свойств сплава.
Остальная часть корпуса Ulysse Nardin Diver [Air] выполнена из запатентованного углеродно-композитного материала Nylo®-Foil, который был специально разработан для того, чтобы быть одновременно экологичным и даже более легким, чем традиционное углеродное волокно. Для создания Nylo®-Foil углеродное волокно извлекается из парусных лодок IMOCA, производимых CDK Technologies, и перерабатывается в исходное волокнистое состояние компанией Extracthive, которая специализируется на переработке углеродного волокна из композитных отходов.
Углеродное волокно составляет 40 % состава Nylo®-Foil, а остальные 60 % приходятся на Nylo® – полимер на основе нейлона 6, производимый компанией Fil & Fab из переработанных рыболовных сетей. Затем Nylo® и регенерированное углеродное волокно передаются в компанию Lavoisier Composites, и французская компания перерабатывает эти два материала для создания Nylo®-Foil, используемого для внешних секций корпуса Diver [Air].
Даже светящаяся вставка безеля из углеродного волокна на Ulysse Nardin Diver [Air], как утверждается, отличается от той, что можно найти на других моделях коллекции Diver, хотя оба углеродных материала имеют практически идентичный внешний вид. Вместо того чтобы быть изготовленным из карбония, как вставки в других моделях Diver, вставка безеля Diver [Air] сделана из CarbonFoil, для производства которого используется 100% переработанное углеродное волокно, извлеченное из парусных лодок IMOCA.
Переработанное углеродное волокно измельчается и сжимается в твердую структуру, образуя легкий материал CarbonFoil, а затем вставка безеля подвергается механической обработке, в результате чего на ней появляется плотный мраморный узор из черных и серых оттенков, похожий на асимметричные волнистые линии, характерные для стандартного кованого карбона.
Механические часовые механизмы, традиционно изготавливаемые из латуни, часто составляют значительный процент от общего веса часов. Поэтому, чтобы сделать модель Diver [Air] как можно более легкой, Ulysse Nardin пришлось изменить как конструкцию, так и материалы механизма с автоподзаводом.
Пластины и мосты калибра UN-374, которым оснащены часы Diver [Air], изготовлены из того же титана, который на 90% был переработан и использован в корпусе, а весь механизм был скелетонизирован до самого необходимого, при этом ажурный заводной барабан даже был выбран в качестве летящей конфигурации, чтобы исключить необходимость в верхнем мосте барабана. Фактически около 80 % пространства внутри корпуса Diver [Air] занимает только чистый воздух, что объясняет, почему модель выглядит так, будто в ней установлена только часть внутреннего механизма.
Калибр UN-374 с 21-м камнем, работающий на частоте 21 600 в час (3 Гц) и обладающий запасом хода около 90 часов, состоит из 199 отдельных компонентов и, как и другие механизмы Ulysse Nardin, имеет фирменное увеличенное балансовое колесо. UN-374 оснащен фирменным балансовым колесом увеличенного размера, обеспечивающим превосходную точность и стабильность хода.
Чтобы ультраминималистичный скелетонизированный механизм мог выдерживать нагрузку до 5 000g, Ulysse Nardin сконструировала невесты Caliber UN-374 в форме треугольника (самая прочная геометрическая форма), а волосковая пружина, анкер и спусковое колесо изготовлены из кремния, чтобы еще больше повысить устойчивость механизма к магнетизму и перепадам температур. Даже в кремнии, используемом в модели Diver [Air], сделан акцент на экологичности, а в механизме Cal. UN-374 изготовлены из переработанных кремниевых пластин, предоставленных компанией Sigatec.
Чтобы еще больше подчеркнуть легкость конструкции, Ulysse Nardin Diver [Air] комплектуются эластичным тканевым ремешком с системой застегивания на липучке. В комплекте с часами поставляются оранжевый и белый варианты ремешка. Подобно ремешку Sport Loop, популярному в Apple Watch, ремешки для Diver [Air] крепятся на 12-часовой стороне корпуса и оборачиваются вокруг пружинной дужки на противоположном конце, после чего застегиваются на липучку.
Однако, в отличие от Sport Loop от Apple, который полностью фиксируется на стороне 12 часов, ремешки для Diver [Air] также используют липучку для соединения вокруг пружинной перекладины на 12 часах, и такой подход позволяет владельцам регулировать общую длину ремешка для центрирования его застежки-липучки на нижней части запястья. Кроме того, поскольку липучка используется в обеих точках соединения, владельцы могут легко переключаться между двумя включенными в комплект вариантами без использования каких-либо инструментов или проприетарной системы соединения, которая ограничила бы диапазон совместимых ремешков сторонних производителей.
Благодаря своему скелетонизированному внешнему виду Ulysse Nardin Diver [Air] не отличается высокой разборчивостью, которая обычно является одной из отличительных черт часов для дайвинга. Как это ни странно, но я полагаю, что Diver [Air] будет наиболее хорошо различим в темноте, поскольку невозможно спутать стрелки с треугольными мостами механизма, и вы будете смотреть только на инкрустацию Super-LumiNova, которая украшает стрелки, часовые индексы и вставку безеля.
Тем не менее, скелетонизированные часы в принципе менее разборчивы, чем их аналоги с цельным циферблатом, и этот недостаток довольно легко игнорировать, учитывая, что Diver [Air] никогда не создавались для максимальной разборчивости, а скорее для того, чтобы претендовать на первое место как самые легкие в мире механические часы для дайвинга.
Впервые я испытал когнитивный диссонанс, вызванный сверхлегкими часами, когда взял в руки одну из ранних моделей RM 27 “Rafael Nadal” от Richard Mille. Однако, несмотря на то, что я был ошеломлен и впечатлен тем, как нечто такого размера может весить так мало, шестизначный ценник, прикрепленный к часам, быстро умерил мой восторг. Помимо того, что модель была совершенно недоступна с финансовой точки зрения, ее невероятная стоимость также не позволяла мне понять, как марка смогла добиться столь впечатляющего инженерного совершенства.
Проще говоря, если наручные часы стоят столько же, сколько дом, то практически все должно быть в пределах возможного, и это в конечном итоге делает удивительное технологическое достижение менее впечатляющим.
Часы Ulysse Nardin Diver [Air] (арт. 3743-170-2A/0A) вызывают такой же когнитивный диссонанс, как и другие ультралегкие часы, и это усугубляется тем, что они не идут на компромиссы, когда речь идет об ударопрочности и водонепроницаемости. Однако, пожалуй, самым впечатляющим аспектом часов является то, что Diver [Air] стоит 38 000 долларов США, и хотя это, бесспорно, немалые деньги, они также составляют менее половины того, что я изначально ожидал.
Кроме того, вместо того, чтобы быть неким лимитированным “ореолом”, который, по сути, является не более чем концептуальными часами, Diver [Air] входит в линейку серийных моделей, и это говорит о степени уверенности Ulysse Nardin в своей ультралегкой технологии. Несмотря на то, что часы Diver [Air] не соответствуют традиционным представлениям о роскоши, они, несомненно, впечатляют, и эта модель стала одним из самых любимых релизов на выставке Watches & Wonders 2025. Для получения дополнительной информации посетите веб-сайт Ulysse Nardin.