Часовое дело – это область с богатыми традициями. Крупные бренды гордятся тем, что могут похвастаться многовековым наследием.
В то же время механические часы, как правило, объявляются технически устаревшими в 2024 году. Поэтому кажется вполне естественным, что часовые бренды обращаются к прошлому за вдохновением для дизайна. Почти каждый крупный бренд сегодня имеет одну или несколько линий переизданных моделей. Многие даже предлагают часы, вдохновленные исключительно винтажными мотивами. Мы должны спросить себя: это действительно естественно или признак творческой бедности?
Давайте подробнее рассмотрим, что вообще означает слово “винтажный”, чтобы составить более четкое представление и, возможно, найти ответ.
Хороший дизайн часто рождается из полезности
Начнем с того, что представляет собой хороший дизайн часов. Это ужасное клише, но мантра “форма следует за функцией” в некоторых случаях верна. Возьмем в качестве примера любимые часы для подводного плавания. В начале 1950-х годов тогдашний уровень развития технологий позволял создавать особый тип дизайна. Круглые часы из нержавеющей стали с контрастным циферблатом, светящимися метками и стрелками, а также вращающимся безелем представляли собой лучший инструмент для определения времени для дайверов. Две или три специфические, мгновенно узнаваемые формы маркеров обеспечивали лучшую читаемость, чем цифры. Шаблон был задан.
Сегодня прямоугольный экран, способный отображать бесконечное количество полезной информации, является более функциональным решением для дайверов. Таким образом, наручные компьютеры для дайвинга больше не напоминают старый шаблон дайверских часов. Дайвер все еще может носить механические часы в старом стиле, но, как правило, это либо для подстраховки, либо просто для развлечения. Утилита уже не так актуальна.
Некоторые утверждают, что в эпоху смартфонов и телефонов механические часы не имеют истинной пользы. Мы носим их по романтическим причинам, поэтому производители, естественно, прибегают к винтажным моделям, поскольку они вызывают наибольшую романтику.
Сентиментальный винтажный стиль в сравнении с развитым дизайном
Если взять в качестве примера часы для подводного плавания, то из вышесказанного не следует, что новые часы должны выглядеть старыми. Возьмем, к примеру, Oris. Линейки Aquis и Divers Sixty-Five этой марки в точности повторяют оригинальный шаблон дайверских часов. Однако Aquis делает это в современном ключе, а Sixty-Five – в более сентиментальном.
Разница едва заметна, но крайне важна для понимания дизайна часов. Часы Aquis выглядят как современные, но весь язык их дизайна был задан в середине XX века. Общая форма и расположение, способ обозначения часов на циферблате, форма стрелок и использование текста – все это соответствует традициям. Однако исполнение часов претерпело изменения. Часы используют традиционный язык дизайна, чтобы рассказать свою собственную историю. Это вполне логично, ведь оригинальный язык дизайна – это просто усовершенствованный, оптимизированный способ отображения времени. Oris мог бы использовать круги в качестве стрелок или, например, вывести время на боковую поверхность корпуса, но это нарушило бы функциональность. Шаблон стал шаблоном не просто так.
Однако модель Divers Sixty-Five выходит на новый уровень. Она не просто использует традиционный язык дизайна, но и повторяет старую историю. Именно поэтому я бы назвал Aquis “эволюционировавшим винтажным вдохновением”, а Sixty-Five – “винтажным переизданием”.
Романтическое наследие против творческой бедности
Можно утверждать, что жизнь в прошлом – это признак творческой бедности. У меня было много винтажных переизданных часов, в том числе Divers Sixty-Five и Tudor Heritage Black Bay. Я всегда быстро влюблялся в эти часы. Не поймите меня неправильно, я считаю их одними из самых красивых на рынке, но мне они кажутся немного нечестными. На данный момент я бы купил Aquis, FXD или настоящие винтажные Oris или Tudor, а не винтажные переиздания. Конечно, это в значительной степени вопрос личного вкуса, и ваш пробег может варьироваться, что вполне нормально.
Такое развитие событий наблюдается не только в часах, ориентированных на функциональность. В конце концов, если механические часы перестали быть чисто утилитарными, их можно сделать красивыми ради красоты. Хотя подход “форма – функция” может привести к созданию красивых часов, это, конечно, не единственный способ. Некоторые из самых любимых часов в истории не обязательно ставят функцию на первое место.
Тем не менее, мы видим здесь то же трепетное отношение к наследию. Каждый бренд лихорадочно роется в своих архивах, чтобы понять, нет ли где-нибудь дизайна Жеральда Гента, который можно было бы переиздать. Однако, как я уже говорил, в нашей индустрии есть потрясающие молодые дизайнерские таланты. Почему бы не отметить их и их современные работы?
Механические часы не утратили актуальности, как и часовой дизайн
Дело в том, что механические часы вовсе не потеряли актуальность. Можно говорить, что часы стали бесполезными с тех пор, как люди стали носить с собой телефоны, но это просто неправда. Для многих из нас по-прежнему очень полезно знать время с первого взгляда. Я не хочу доставать телефон каждый раз, когда интересуюсь, который час. Я даже не хочу постоянно иметь телефон при себе. Эти два устройства играют совершенно разные роли в моей повседневной жизни.
Остается вопрос о том, как отображать время на запястье. Некоторые утверждают, что кварцевые часы, цифровые часы и смарт-часы сделали механические часы устаревшими в три раза. Я бы сказал, что они просто добавили альтернативы. И хотя все они добавили различные преимущества, по некоторым параметрам, таким как долговечность и ремонтопригодность, механические часы все равно остались лучше. И да, романтическое ощущение от механических часов – это тоже важное УТП, как и часы как эстетический объект или украшение.
Вот почему я считаю, что дизайнеры часов не должны жить прошлым. Механические часы – это не вид, вымерший в дикой природе и сохранивший жизнь в неволе только ради этого. Мы должны радоваться тому, что они актуальны как никогда. Конечно, существует больше альтернатив, чем раньше, но ни одна из них не сделала механические часы устаревшими. Чрезмерное увлечение историей похоже на признание поражения. Как будто часовые компании говорят: “Наше время вышло, и единственная роль, которую мы играем, – это сентиментальность”.
Я не хочу сказать, что нет места винтажным переизданиям и празднованию истории. И то, и другое может привести к созданию фантастических и достойных часов. Я просто пытаюсь доказать, что они не являются единственным оправданием существования большого часового мира. Позвольте мне сравнить это с миром искусства: иногда кажется, что мы чествуем только классиков и романтиков, а не современных художников. Давайте отмечать развитый классический дизайн, современный дизайн и новых часовых дизайнеров. Будущее светло, мои друзья-часовщики, и мы являемся его неотъемлемой частью. Давайте же примем его!