Хотя я понимаю и ценю исторический контекст модернизма и постмодернизма в искусстве, рост популярности дизайна в стиле “стрип-бэк” привел к огромному недоразумению.
Меньше – не всегда больше, а простота не всегда элегантна. Так называемый “минимализм” ответственен за потерю характера в дизайне, и мы можем выдержать только столько белых стен, освещенных флуоресцентным светом корпоративных зданий, прежде чем начнем жаждать декора, самоотдачи и индивидуальности. Но не все так плохо и мрачно. Есть способ сделать дизайн минималистичным, не участвуя в художественной засухе человечества, и часовщики, как правило, являются идеальными людьми для этого.

Часы Patek Philippe Golden Ellipse ref. 5378/1R-001, один из наших любимых релизов Patek, в котором минимализм выполнен правильно.
Некоторые говорят, что великий дизайн требует риска, но я с этим не согласен. Единственное условие для того, чтобы избежать ярлыка лени, – это усилия, а усилия всегда проявляются в конечном продукте. Есть множество моделей часов, которые я ненавидел или считал безумными, но я всегда рад, что они существуют, потому что это показывает, что кто-то думал об этом. Бездумность – это первая ступенька к лени. Чтобы проиллюстрировать это, мы можем взглянуть на Daniel Wellington Classic…
Как распознать лень?

Ненависть к Daniel Wellington, возможно, уже стала мемом среди любителей часов, но за этой яростью скрываются веские основания. Помимо того, что за то, что можно купить на AliExpress менее чем за 5 долларов, нужно платить сотни долларов, да еще и с собственным именем на циферблате (хотя парня, который основал DW, на самом деле зовут Филипп Тисандер), его претензии на минимализм оскорбляют дизайнеров. Если задуматься, что в их дизайне действительно “классического”?
Часовые метки в виде палочек, минутный трек в виде палочек, стрелки с заостренными кончиками? Они совсем не похожи на старинные карманные или антикварные часы и на парадные часы 50-х и 60-х годов, для которых элегантность была важнее практичности. Все плоско, бездушно, неинтересно и, в конечном счете, лениво. Это минимум, маскирующийся под сдержанность.

А пока давайте посмотрим, что Orient называет своими “классическими” наручными часами. Модель Orient Quartz Classic ref. UG1R003W сразу же притягивает взгляд своей глубиной. Циферблат имеет очень тонкую куполообразную форму, которая подчеркивает пространство между циферблатом и хрусталем. Накладные индексы огранены, отражая свет под разными углами. Усложнение “день/дата” не отвлекает от времени, но обеспечивает его полезность. Наконец, безель часов наклонен, поэтому часы не выглядят как обеденная тарелка. Все минимально, но продуманно. Ни одна особенность не выбивается из общего ряда, но все же есть детали, которые стоит оценить. За меньшую цену, чем цена Daniel Wellington Classic, не лучше ли взять Orient? Если вы еще не убедились, давайте разберемся, в чем именно заключаются различия между минимализмом и ленью.
Глубина

Ленивые часовщики забывают, что часы существуют в трех измерениях. Когда у вас нет большой визуальной сложности, использование пространства в качестве элемента дизайна становится гораздо более эффективным. Однако существует множество способов создать глубину, и это может быть непросто, если не делать часы толще, чем они должны быть. Куполообразный циферблат, как у Orient, – один из вариантов, но можно также использовать текстуру. Штампованные узоры или глянцевые поверхности могут создать иллюзию глубины на плоской плоскости, как, например, часы Tank Must от Cartier с лакированными циферблатами. Невозможно найти более минималистичный вариант, чем черный циферблат с двумя стрелками и отсутствием разметки, но при этом его черная поверхность играет со светом, притягивая к себе. Другими словами, вы всегда можете позволить пустому циферблату говорить за себя, но сначала циферблат должен что-то сказать.
Детали

Отличные дизайнеры могут превратить возвышенное в подсознательное, сосредоточившись на исполнении конкретных деталей, а не игнорируя их вовсе. Это может быть крошечная декоративная искорка там и тут, а может быть что-то настолько скрытое, что ваши глаза даже не заметят этого, если вы не будете искать. Отличный пример тому – часы Baltic Hermétique, в которых металлическое кольцо вокруг главного сектора циферблата не бросается в глаза. Поскольку кольцо отражает все вокруг, оно сливается с циферблатом, но в то же время придает ему динамику. Другие детали не обязательно должны быть столь изощренными, но даже такие элементы, как интересные стрелки или часовые индексы с множеством граней, могут придать минималистичному циферблату пьянящую изюминку. Одними из самых популярных минималистичных часов с большим количеством деталей являются часы Junghans Max Bill Handwound, названные в честь знаменитого дизайнера Баухауса, который использовал длинные тонкие метки и аккуратные мелкие круги для создания чистого и эффективного циферблата с большим характером, и это еще до того, как мы упомянем его прекрасную, нежно-степную текстуру циферблата.
Отделка

Это подводит нас к следующему пункту. Не зря владельцы дорогих часов часто имеют лупы: хотя действительно исключительная отделка слишком дорога для подавляющего большинства часовых марок, даже доступные производители должны знать о своих методах отделки. Я не ожидаю, что часы Citizen за 100 долларов будут полировать заднюю часть минутной стрелки только для того, чтобы любоваться ее отражением на часовой стрелке, но, по крайней мере, отделка корпуса будет соответствовать общей эстетике часов.
Существует множество часов с матовыми корпусами и полированными безелями, на которых чередуются все поверхности, просто потому, что это устоявшийся вид и он демонстрирует различные технологические процессы. Однако большинство минималистичных часов лучше всего смотрятся с однородной отделкой, будь то полировка, матовое покрытие или пескоструйная обработка. Выбор должен быть сделан в пользу конечного продукта, а не потому, что это вариант по умолчанию.

Кроме того, к одним и тем же видам отделки можно подходить по-разному. Например, корпус часов можно чистить вертикально, горизонтально или концентрически, и все они дают разный результат. Прямые щетки выглядят гораздо спортивнее, чем концентрические, и это может сильно испортить парадные часы. Это редкость, но смещение центра циферблата в виде солнечных лучей также может дать отличный эффект, как, например, в некоторых моделях Chopard L.U.C.
Форма корпуса

Чем менее насыщенно художественное оформление, тем важнее рамка. Это не значит, что корпус должен быть сложным, если циферблат простой, но ваш взгляд будет притягиваться ко всему, что бросается в глаза. Ленивый дизайн рассматривает корпус часов как, по сути, пирог с ушками, обычно с прямыми сторонами, из-за которых относительно тонкие часы могут казаться толстыми и неуклюжими.
Плавные линии, мягкие переходы и изгибы привлекают меньше внимания, но удачно расположенная грань может повторить тему, заданную циферблатом. Возвращаясь к Junghans Max Bill, следует отметить, что корпус и безель настолько тонкие, что вы едва ли заметите их наличие. Однако небольшие ушки обрезаны под острым углом, что усиливает клинический характер точности циферблата. Это доказательство того, что в простоте есть сила, но только тогда, когда она продумана.