Скажу так: если вам нужна заводная головка на циферблате, то смотреть на щиток вместо нее не стоит.
К счастью, «эпоха альтернатив», похоже, закончилась. Да, некоторые экземпляры по-прежнему трудно достать, но все больше и больше часов, которые пользовались большим спросом в последние несколько пост-COVID лет, становятся доступными – как первые варианты, так и альтернативные.
Когда вы в последний раз принимали ужасное часовое решение? И было ли это решение плохим потому, что часы подвели вас с технической точки зрения, или потому, что они просто не справились со своей задачей? Нематериальную работу – не почесаться от непрекращающегося зуда, то есть. Скорее всего, часы были альтернативой чему-то, что вы не могли достать, и вам пришлось выбирать из большого ассортимента. Муки выбора были реальными, и стресс, который они вызывали, заставлял вас выбирать «неправильные» часы, потому что «правильные» были неисполнимы.
Покупать часы в качестве альтернативы другим – плохая идея
Справиться с последствиями своей неосмотрительности нелегко, но, возможно, вас утешит осознание того, что вы не одиноки и что это так же старо, как и человечество. Знаете ли вы, что древние философы считали, что люди принимают неверные решения, потому что слишком сосредоточены на эмоциях и недостаточно преданы логике? Что ж, Платону и Сократу не приходилось сталкиваться с притягательностью роскошных часов. В любом случае, хороший выбор, по мнению классических мыслителей, основан на просчитанной рациональности. Но в параллельной вселенной роскошных часов рациональность не имеет значения. Если бы все сводилось к техническим характеристикам и ценам, эта вселенная уже давно бы рухнула и превратилась в черную дыру.
Тем не менее даже в мире, где правят эмоции, можно принять взвешенное решение с долей рациональности. Просто нужно быть предельно честным с самим собой. Позвольте мне сказать так: вы хотите эти Rolex «Sub» за то, что они обозначают. А что он означает, у всех по-разному. Одни хотят их потому, что они так хорошо смотрелись на запястье Шона Коннери, когда он играл Джеймса Бонда, а другие хотят мгновенного признания. В эмоциональном часовом мире это рациональный подход.
Что делать, если вы знаете, почему хотите посмотреть фильм “Х”, но не можете его получить/купить/достать? Далее должно следовать принятие, каким бы трудным и сталкивающимся оно ни было. Вы можете попытаться предсказать, что произойдет, если вы начнете рассматривать Y и Z как альтернативы и в итоге купите одну из них. Я могу сказать, что произойдет: покупка альтернативы вас не удовлетворит. Настоящую вещь нельзя заменить, когда вы хотите что-то по неосязаемым причинам.
Максимизаторы и сатисфакторы
Хорошая новость для поклонников часов: эффективное принятие решений невозможно без эмоциональной составляющей. В этом сходятся современные психологи. Американский психолог и мыслитель Барри Шварц выделяет два типа людей, принимающих решения, – максимизаторов и сатисфакторов. Шварц описывает максималистов как перфекционистов, которые рассматривают все возможные альтернативы, чтобы убедиться, что их покупка – лучшая из всех возможных. Удовлетворители устроены иначе. Эти люди по-прежнему руководствуются критериями, но меньшими и более минимальными. Удовлетворители спокойно соглашаются на «достаточно хороший» вариант, прекрасно понимая, что это не самый лучший вариант.
Когда вы смотрите на максималистов и сатисфайеров в мире эмоциональных часов, все становится еще более запутанным. Можно подумать, что максималисты предпочитают читать спецификацию, а не обзорную статью над ней. Но, похоже, что максималисты в часовом мире – это не “снобы”, а эмоциональные покупатели, которые считают, что “лучшее” – это не цифры и цены, а престиж, статус, страсть, история и так далее. С другой стороны, удовлетворители взвешивают факты и приходят к сбалансированному выводу, который можно назвать компромиссом.
Психологи не понимают покупателей часов
В реальном мире люди, стремящиеся к удовлетворению, живут гораздо менее напряженно, чем люди, стремящиеся к максимизации, и неизменно счастливы. Но в мире часов это не так. В «нашем» мире все наоборот. Позвольте мне пояснить на примере. Если в списке ваших желаний есть Royal Oak, то покупка Laureato, потому что он не только доступен, но и стоит дешевле и имеет примерно такой же запас хода, вам не подойдет. Если вы посмотрите на циферблат этой альтернативы и увидите вместо логотипа «AP» логотип «GP», то даже самый удовлетворенный человек будет недоволен. Никто не тратит тысячи долларов/евро на механические часы, потому что ему нужен практичный прибор для определения времени на запястье. Только максималисты будут наслаждаться своими часами по максимуму, потому что они не остановились на альтернативе.
«Если вы хотите найти „достаточно хорошее“, то большая часть давления снимается, и задача выбрать что-то в море безграничного выбора становится более управляемой». Когда речь идет о покупке пылесоса, но его мудрость не работает, когда вы находитесь на рынке элитных часов.
Никаких альтернатив
В случае с покупкой роскошных часов логика, лежащая в основе идеи «чем больше информации, тем лучше решение», не работает. Это не потому, что погружение в кроличью нору откроет столько дополнительной информации, что это приведет к путанице. Скорее потому, что вы не найдете настоящего удовлетворения, если будете покупать альтернативу головой, а не сердцем. Это потому, что альтернативы любви нет, и в глубине души, мои товарищи, вы знаете, что это правда.