Согласно отчету Morgan Stanley за 2023 год, в двадцатку лучших часовых брендов вошли Rolex, Cartier, Omega, Audemars Piguet, Patek Philippe, Richard Mille, Longines, Vacheron Constantin, Breitling, Tissot, IWC, Hublot, Swatch, Jaeger-LeCoultre, TAG Heuer, Hermès, Tudor, Panerai, Bulgari и Chopard.
Все они заслужили свое место в этом списке, но есть одна основная тенденция – точнее, две, – которую я хочу выделить, а также услышать ваши отзывы.
Прежде чем мы перейдем к вопросу о скуке, давайте рассмотрим первую насущную проблему сегодняшнего дня: необходимость платить за роскошные часы больше, чем когда-либо. Можно с уверенностью сказать, что подавляющее большинство вышеупомянутых топовых брендов повышают свои цены направо и налево, порой даже выходя за пределы своей зоны комфорта. И даже если некоторые из них все еще остаются на привычной территории, цены на только что выпущенные часы иногда могут показаться “немного дороговатыми”.
В частности, хотя Rolex продолжает оставаться выгодным предложением в глазах многих благодаря долговечности своих продуктов и дизайна, я вздохнул, когда узнал, что стальная модель Submariner Date теперь имеет пятизначный ценник. Слишком много, как по мне. К тому же, это мертвецки скучные часы, но не будем забегать вперед.
Точно так же и основные часы Omega – Moonwatch – становятся все дороже, а их презентация, включая коробку и аксессуары, уже не так роскошна, как раньше. Не круто. Часы Royal Oak от Audemars Piguet, как известно, были созданы на основе сюрреалистически плохого ценностного предложения – стальные часы стоили дороже золотых часов того времени – и бренд, будем откровенны, остался верен этому сомнительному элементу своего наследия.
В то время как многие стальные часы Breitling имеют конкурентоспособную цену за свою сложность и качество (достаточно вспомнить Chronomat в корпусе B01 на браслете rouleaux стоимостью менее 9 тысяч долларов), марка выкладывает огромные деньги за малейшую капельку золота – так что если вы захотите разнообразить дизайн двухцветными часами, ваш кошелек ждет не самый лучший день.
TAG Heuer уже целую вечность доверяет любителям часов по всему миру свои первые относительно доступные часы швейцарского производства, и мы должны отдать должное марке LVMH за то, что она неустанно выполняет эти обязанности. Однако с некоторыми из ее более роскошных предложений дело обстоит несколько иначе, в чем я убедился, испытав на практике ее новый хронограф с турбийоном. За годы своего существования конкурентоспособная коллекция TAG Heuer с турбийоном подорожала с первоначальных 15 000 до 24 000 долларов.
Справедливости ради стоит отметить, что этот процесс длился почти десять лет, но в ходе него были упущены некоторые особенные детали, например, замена современного и продуманного внешнего вида на более скромный, вдохновленный стариной. К счастью – и, как ни странно, – вы все еще можете приобрести безумный хронограф с турбийоном из цельной керамики от TAG Heuer за меньшую цену.
Jaeger-LeCoultre подвергается критике со стороны поклонников на форумах и в комментариях за резкое повышение цен, которое она совершила в последние годы. Некоторое время базовый Reverso был одним из лучших вариантов, который можно было приобрести у любого из исторических и важных швейцарских производителей часов, но теперь “Monoface” (читай: “голый”) Reverso с вспомогательным секундным индикатором стоит нахальные $10 300.
Список можно продолжать, но суть вы уловили. Важно отметить, что на повышение цен можно смотреть по-разному, ведь за ним может стоять несколько различных оправданных причин. Одной из них может быть повышенная сложность дизайна и исполнения: Великолепные, невиданные ранее конструкции браслетов и/или корпусов, изысканные, богатые деталями циферблаты и т. п. могут скрываться за ценником, который шокировал вас с первого взгляда.
Однако я считаю, что такие оправдания встречаются крайне редко. На самом деле, в то время как цены растут, все то же самое можно сказать и о сложности дизайна, а иногда и об изысканности.
Даже будучи поклонником необычных, перегруженных дизайном и конструкцией часов 90-х и 00-х годов, я понимаю, что не всем придется по вкусу чрезмерно усердный подход той эпохи к многоярусным корпусам, сложным браслетам и странным индикаторам времени. Но, и, пожалуйста, присоединитесь ко мне в этом мысленном упражнении, что, если бы этот подход был перенесен в наши дни? Более со вкусом, более утонченно, более четко и аккуратно, но с четким акцентом на инженерный дизайн, в отличие от того, который, очевидно, ориентирован на “как мало мы еще можем взять за пять цифр?”.
Проделав путь через Grinding Gears, я понимаю, что это может быть скорее диссертация (или книга), чем статья. То, что я пытаюсь донести, должно быть проиллюстрировано десятками, если не сотнями фотографий типа “до и после”, чтобы наглядно показать, как много времени и, опять же, инженерных усилий многие из 20 ведущих часовых компаний посвятили разработке своих новинок.
Титановые браслеты с резиновым покрытием вместо дешевой литой резины? Есть. Линейные индикаторы времени, красивые аппликации, изысканная обработка поверхностей вместо скучных лакированных циферблатов и отвратительных штампованных окошек даты? Да, это тоже было в порядке вещей. Корпуса с компрессорными кнопками, замками на ободке и вращающимися кристаллами, с которыми можно было взаимодействовать? Интересно, чем сейчас занимаются эти инженеры – может быть, они утонули в бассейне с храповиками безеля на 120 щелчков и вращающимися кольцами внутреннего фланца. Справедливости ради стоит отметить, что разработать и использовать в массовом производстве множество таких крутых корпусов и циферблатов гораздо сложнее, если перенести производство из соседней швейцарской деревни в Азию.
Я могу продолжать и продолжать, но суть остается прежней. Меня беспокоит не только бесконечное море переизданий в винтажном стиле – как удобно, не правда ли, что винтажные дизайны, которые чаще всего возрождаются сегодня брендами из топ-20, являются самыми отвратительно базовыми? – А вот на другой чаше весов нам предлагают совсем немного, чтобы уравновесить их, и при этом просят заплатить за эту привилегию более чем достаточно. Увы, нам очень редко удается ее прожить.
Я понимаю, что это не совсем научная статья, не совсем основанная на данных, но я доверяю своему инстинкту и своему опыту, чтобы поддержать это чувство (и негодование), которое годами копилось во мне против ленивых трехкомпонентных корпусов, шокирующе скучных циферблатов и отвратительных окошек даты, дешевых резиновых ремешков и трехстрелочных индикаторов времени, предлагаемых за пятизначные суммы, а часто и намного больше.
Трудно выразить словами, как я рад, что тенденция переиздания винтажных часов закончилась – но для этого не только бренды, но и покупатели должны набраться смелости и начать носить современные, интересные и необычные часы, лишенные накладной туши фальшивого исторического оправдания.
А как насчет вас? Довольны ли вы сегодняшним балансом между ценами и ажиотажем в мире новых часов от самых влиятельных брендов часовой индустрии?