Иногда для того, чтобы понять, насколько все плохо, нужно, чтобы произошло что-то позитивное. Возможно, это звучит слишком драматично.
Тем не менее, эта Grinding Gears посвящена проблеме, о которой я вскользь упоминал в прошлые годы, а в последнее время снова задумался, и теперь мне совершенно необходимо выговориться. Почему именно сейчас? На днях Tudor выпустил новую версию Black Bay Chrono “Flamingo Blue”, спустя целый год после розовой версии, которая “шокировала” нас всех, представив первый смелый цвет в современной истории бренда. Эта ситуация, когда мы год ждем одного нового цвета от Tudor и бесплодную вечность – от многих конкурентов, заставляет меня думать, что нам пора начать конфигурировать часы, как автомобили, особенно цвета их циферблатов.
Почему мои шестеренки скрежещут – и некоторые позитивные события
Все мы, вероятно, знаем и уважаем тот факт, что часовая индустрия не похожа ни на одну другую, во многих отношениях и по многим причинам. Она работает медленнее, осторожнее, и слишком часто достаточно одного повода, чтобы отбросить дизайн, проект или идею, у которой есть тысяча достоинств. Несмотря на все это, индустрия в целом, включая мелких и крупных игроков, значительно улучшила циклы запуска продуктов. От единовременного выброса новинок на Baselworld или SIHH эта индустрия перешла к выпуску новых эталонов, моделей и даже коллекций несколько раз в год. У некоторых крупных брендов есть дорожные карты, в которых каждый месяц появляется новая модель.
Представьте, что BMW выпустила M3 Touring в синем цвете через два года после того, как выпустила его в черном. Разве все не подумают: “Вы серьезно? Что вы делали все это время?”.
Мы получили не только более быстрый цикл выпуска продукции (в котором трудно продаваемые референсы быстро, хотя и незаметно, снимаются с производства), но и, как нам кажется, больше продуктов на выбор. Известно, что в 2023 году Seiko каждый день выпускала новую модель между Seiko, Grand Seiko и Credor. В тот год Omega предлагала более 1400 различных референсов одновременно. Кроме того, мы стали свидетелями появления успешных независимых компаний, которые в ответ на повальное увлечение интегрированными часами-браслетами стали бомбардировать нас более или менее быстрой реакцией. Можно с уверенностью сказать, что в 2023 и 2024 годах было выпущено не менее тысячи новых моделей, а возможно, и гораздо больше.
Несмотря на этот новый толчок в разработке, производстве и выводе продукции на рынок, нам по-прежнему казалось, что коллекции, которые мы получали, были очень жесткими и почти никогда не предлагали хорошего разнообразия вариантов для выбора. Все, что делали и делают бренды, – это разрабатывают большую партию референсов (в основном цветовые и, возможно, браслетные вариации одной и той же модели), а затем выпускают их в течение нескольких лет. Есть только одна вещь, которая доставляет меньше удовольствия, чем чтение многостраничных пресс-релизов о новом цвете циферблата, и это, должно быть, их написание.
Чем меньше вы платите, тем больше у вас выбор.
Было бы большим преувеличением утверждать, что главной причиной непроданных запасов Swatch Group на сумму $8 000 000 000 (это восемь миллиардов) или программы выкупа запасов Richemont на сумму $567 млн (непроданных часов в 2016-2018 годах) стало отсутствие выбора. Хотя, возможно, более разнообразный ассортимент продукции с большим выбором помог бы переместить еще несколько таких позиций. Чтобы не быть голословным, следует отметить, что значительная часть накопленных запасов объясняется резкими изменениями в поведении покупателей – я рекомендую почитать, почему часы были так популярны на основных рынках Гонконга и материкового Китая и почему сегодня на этих рынках продается в два раза меньше часов или даже меньше.
Многие часы покупались не для личного удовольствия (скажем так). При этом многие другие часы с ограниченным выбором и разнообразием оставались в магазинах просто потому, что они были слишком знакомы, потому что “у всех моих знакомых уже есть такие”, или потому, что они выглядели старыми или не соответствовали личному вкусу и стилю человека.
Возьмем, к примеру, недавний выпуск модели 222 от Vacheron Constantin, получившей огромное признание. Не стоит выделять какую-то одну марку или часы, поэтому, пожалуйста, следите за новыми релизами и их разнообразием (или отсутствием такового) у других марок в будущем. Historiques 222 – прекрасные часы, которые вновь появились в 2023 году в форме, очень близкой к их оригинальной версии 46-летней давности. Несмотря на то, что золотая стартовая модель получила исключительно положительные отзывы, Vacheron Constantin потребовалось целых два года, чтобы выпустить точно такие же часы – в стальном корпусе, с одним вариантом циферблата.
Два года. Для стали и синего цвета. Даже если у Vacheron Constantin нет стремления выпустить десятки тысяч таких часов, все равно вызывает недоумение столь жесткое и произвольное ограничение выпуска новой, важной и популярной модели. Вы так же устали от синих циферблатов, как и я? Что ж, очень жаль. И, в отличие от, скажем, Rolex Submariner, цветовая палитра которого была крайне ограничена на протяжении десятилетий, не думайте ни секунды, что принадлежащая Richemont компания Vacheron Constantin ограничит 222 только одним цветом циферблата. Тем, кто задумывается о покупке 222, придется подождать несколько месяцев, а то и год или больше, чтобы узнать, какими будут другие цвета (скорее всего, черным). Не ради важного обновления продукта, не ради различных мелких улучшений характеристик или удобства ношения – просто ради нового цвета, который со всей уверенностью готов к производству, или уже произведен и лежит в ящике стола, пока вы читаете эти строки.
Как покупатель, я не вижу абсолютно никакой пользы или интереса в задержке введения новых цветов.
Проблема, к которой я клоню, заключается в том, что я, например, хочу точно знать, что мне никогда не будет предоставлен выбор (как это происходит со стальными Rolex Submariner или Daytona, где первые выпускаются только в черном цвете, а вторые – в черном или белом), или чтобы этот выбор был предложен мне прямо во время покупки. Как покупатель, я не вижу абсолютно никакой ценности или интереса в отложенном введении новых цветов.
Бренды обычно предлагают новый вариант циферблата с размахом, пытаясь подчеркнуть, как фантастически приятно ощущать королевскую красоту бордового цвета или вневременную элегантность глубокого синего, в то время как на самом деле это не стоящие и не имеющие смысла разработки продукта. Представьте, что BMW выпустила M3 Touring в синем цвете через два года после того, как выпустила его в черном. Разве все не подумают: “Вы серьезно? Что вы делали все это время?”.
Что делать?
Представить все цвета циферблата сразу, предоставить покупателям легкий доступ к разным циферблатам и запустить значимые улучшения характеристик и удобства ношения в виде обновлений продукта, а не новых цветов. Внимательно следя за индустрией, я, возможно, сталкиваюсь с подобной ситуацией несколько чаще, чем те, кто покупает новые часы раз в пару лет или чаще. Тем не менее, я нередко отказывался от некоторых новых коллекций просто потому, что в них не было вдохновляющих цветовых решений, а когда появлялся новый интересный цвет (спустя годы), я уже давно забыл об этих часах и включил в свой список желаний другие модели.
Я бы хотел иметь доступ к конфигуратору, который я мог бы посещать и пересматривать, чтобы оценить новые сочетания цветов. Вместо этого такие бренды, как Omega или Panerai, пытаются перечислить все возможные варианты на своих сайтах в качестве различных референсов, что создает огромную путаницу и в то же время не позволяет покупателям получить именно те часы, которые они хотят.
Тогда покупатели либо ждут, надеясь, что в продажу поступит несколько иная комбинация компонентов, соответствующая их вкусу, либо идут дальше. Интересно, что марка, выпускающая наибольшее количество часов (на сотни тысяч больше, чем Omega или TAG Heuer, и в несколько раз больше, чем Breitling или Cartier), каким-то образом умудряется предложить наибольшую возможность конфигурирования. У этой марки можно не только менять цвет циферблата, но и сочетать его с различными стилями и материалами безеля, а также с различными вариантами среднего корпуса и браслета. После появления такого замечательного инструмента тем, у кого его нет, будет трудно оправдать отказ от подбора.
Хорошо подходят для G-Shock, но, вероятно, не для многих других.
Я не смею заходить так далеко, чтобы утверждать, что люди должны настраивать все роскошные часы в той степени, в какой это позволяет Rolex, потому что существуют тщательно продуманные и важные дизайнерские коды, которые необходимы для узнаваемости и целостности как бренда, так и коллекции. Аналогично, элитные часы – это деликатные вещи, собранные с большой осторожностью и (надеюсь) прошедшие строгую проверку, чтобы обеспечить выдающееся качество подгонки и отделки. Тем не менее, я также считаю, что нам следует предоставить больше, чем один или несколько цветовых вариантов при запуске, вплоть до громкого открытия нового цвета спустя годы. Я могу представить, что основные бутики и официальные дилеры высокого уровня с центрами послепродажного обслуживания будут оснащены и обучены выполнять замену циферблата.
Дилеры будут хранить большое количество циферблатов (которые занимают гораздо меньше места, гораздо легче управлять, и дешевле иметь в качестве инвентаря по сравнению с полными часами) и будет иметь их сервисный центр обменять циферблат на нужный. Недавно я узнал, что Rolex больше не разрешает менять циферблат в течение первых пяти лет владения часами (пока действует гарантия), но еще не так давно они выполняли такую замену циферблата, даже после покупки. У Rolex также были строгие правила относительно того, какой циферблат вы можете добавить к какой ссылке – он не будет добавлять только платиновый циферблат Ice Blue к часам из белого золота, например.
Почему бы и нет?
Давайте на минуту посочувствуем часовой индустрии, особенно ее отделам и командам, занимающимся планированием продукции, производством и продажами. Для того чтобы часы прошли путь от чертежной доски до витрины дилера, требуется миллион маленьких решений. Заметность, гарантия качества, преемственность дизайна и узнаваемость – вот лишь некоторые из факторов, учитываемых при принятии эстетических решений. Чтобы создать в два, три или четыре раза больше вариантов, потребуется в два, три или четыре раза больше работы, что иногда просто невозможно. И все же, как мы уже говорили выше, бренды успешно наращивают темпы разработки и запуска новых релизов, а затем решают медленно выводить их на рынок, даже если разработка, а иногда и производство были завершены задолго до этого.
Кроме того, брендам приходится бороться за актуальность своей продукции, и выпуск новых цветов считается эффективным способом достижения этой цели. Хотя эта оценка в значительной степени верна, хотелось бы, чтобы она применялась к действительно особым сочетаниям цветов и материалов, которые, как кажется, требуют длительного времени для разработки и производства. Переход от золота к стали или от синего к черному далеко не всегда производит такое впечатление.
И наконец, не каждая часовая коллекция или даже марка идеально подходит для того, чтобы иметь более нескольких вариантов. Часовой индустрии нужны – как бы я ни ненавидел это слово – свои иконы. Ей нужны часы, которые узнаваемы массами как шедевры дизайна или актуальные реквизиты популярной культуры. Они по определению должны оставаться верными своему первоначальному эстетическому коду, потому что именно благодаря повторению у широкой публики формируется способность идентифицировать эти часы как важные и достойные внимания.
Как всегда, можно привести множество различных причин (помимо тех, о которых я говорил выше), чтобы объяснить, почему индустрия может считать, что она не должна или не может предложить больше возможностей для выбора и настройки. Однако я твердо уверен, что многие из 30 лучших часовых компаний современности могли бы, да и должны, предложить больший выбор. Что делать с оставшимся временем? Измените профиль корпуса, оформление механизма, стиль безеля, обновите браслет или застежку. Внесите то, что в автомобильной промышленности называют face-lifts или “импульсы жизненного цикла”, с заметными изменениями в продукте – и вообще перестаньте считать новый цвет значимым или заслуживающим внимания обновлением продукта.