Жизнь – это не начисление очков или проставление галочек, но если бы это было так, то Лоран Феррье непременно оказался бы в списке лидеров.
Большинство людей считают успешной одну-единственную и долгую карьеру в легендарной компании, особенно если вы возглавляете ее отдел разработки изделий. Лоран Феррье 37 лет проработал в Patek Philippe и одновременно занимался профессиональными гонками на выносливость, поднимаясь по карьерной лестнице, а затем основал свой собственный бренд в пенсионном возрасте. Сейчас эта марка является одним из ведущих часовых производителей.
Часовое дело явно в крови Феррье, ведь и отец, и дед Лорана были часовщиками. А если он родился в Невшателе, на родине Авраама-Луи Бреге, то в воздухе должно было витать что-то такое. Отец Лорана Феррье собирал сложные часы в магазине под семейной квартирой, и Лоран с раннего возраста начал разбираться в их устройстве. Он поступил в Женевскую школу часового искусства, которая в этом году отмечает свое 200-летие и известна как одна из лучших швейцарских часовых школ. Среди ее выпускников – Роже Дюбуи, Кристоф Кларе, Франк Мюллер и Рекшеп Рекшепи. Многие выпускники школы впоследствии работают в Rolex, Vacheron Constantin, Audemars Piguet и, конечно, в Patek Philippe. Patek, как правило, выбирает лучших из лучших, и Лоран Феррье, преуспевший в учебе и производстве своих Montre d’École, был принят на работу в 1968 году.
Patek или страсть

Карманные часы Montre d’École Лорана Феррье 1968 года. Очевидно, что форма камешков запомнилась ему.
Первый крупный проект Феррье был связан с созданием кварцевых часов с цифровым экраном, но в разгар кварцевого кризиса компания Patek Philippe решила остановиться на аналоговых дисплеях. Вскоре стало ясно, что традиционное часовое производство все еще остается жизнеспособным направлением, особенно в секторе роскоши, где кварц просто не мог конкурировать по эксклюзивности, изобретательности и качеству сборки.
В течение следующих нескольких лет работы в Patek Philippe Феррье успел поработать в нескольких различных отделах, но его тянуло к себе еще одно увлечение. Часовое дело и автоспорт неразрывно связаны между собой по многим финансовым и брендовым причинам, но есть и философская связь с инженерной и эксплуатационной стороной вещей. Феррье полностью оставил часовое дело, чтобы реализовать свою мечту о гонках, но вскоре вернулся в Patek, договорившись проводить четыре дня в офисе, а по пятницам – на гоночной трассе.

Гоночная карьера Лорана Феррье началась в 1974 году, и именно в последней гонке того года он объединился с Франсуа Серваненом. Несмотря на то, что их машина не попала на 1000-километровую гонку в Брэндс-Хэтч, между ними завязалась дружба. Следующая их совместная гонка состоялась на 1000 км в Нюрбургринге в 1975 году за рулем Lola T294, и они финишировали 17-ми из 29 участников.
Гонки на выносливость привлекали Феррье больше всего, и одержимость постоянным совершенствованием действительно соответствовала идеалам наручных часов. В 1975 году он принял участие в “24 часах Ле-Мана”, но успешно финишировал в легендарной гонке только в 1978 году. Вместе с двумя вторыми пилотами он занял первое место в категории Group 6 Sports 2L и 11-е место в общем зачете. Пройти путь от финиша в Ле-Мане за шесть попыток до победы в классе в седьмой – это было бы настоящим американским горком эмоций.

1979 год стал годом лучшего результата Лорана Феррье в общем зачете, и произошло это в команде с Франсуа Серваненом. Стартовав с 20-го места на решетке, Лоран Феррье, Франсуа Серванен и Франсуа Трискони на Porsche 935/77A команды Porsche Kremer Racing проделали путь до 3-го места в общем зачете. В “24 часах Ле-Мана” не предусмотрен подиум для победителей, но если бы он был, Феррье и Серванен разделили бы сцену с почти мифическим Полом Ньюманом, который занял 2-е место в общем зачете и 1-е в классе IMSA GTX вместе с Диком Барбуром и Рольфом Штоммеленом.

На часть призовых денег Феррье купил Серванену часы Patek Philippe Nautilus, в создании которых он принимал участие по рисункам Жеральда Гента. Примерно в это время пара начала мечтать о собственном часовом бренде.
Однако до поры до времени мечты оставались мечтами. Феррье поднимался по карьерной лестнице в Patek Philippe, в итоге возглавив отдел разработки продукции и взяв на себя огромную ответственность за бренд. Тем временем Серванен занимался автомобилестроением и основал компанию Auverland, которая производила внедорожники, специализируясь на военной и оборонной тематике.

В 2005 году компания приобрела Panhard, одного из самых ранних производителей автомобилей и ключевого производителя во время Первой мировой войны, превратив Auverland (в некоторых случаях называемую Panhard General Defence) в одного из крупнейших производителей бронетехники в Европе. В 2009 году Серванен и Феррье, которым уже было за 60, решили осуществить свою мечту, пока не стало слишком поздно. Феррье ушел в отставку и лишился всех пенсионных льгот всего за три года до 40-летнего срока работы в Patek Philippe, а Серванен продал Panhard компании Renault Trucks Defence за 65,5 млн евро, сделка была завершена в 2012 году.
Превращение мечты в реальность

Учитывая, насколько близкими стали Феррье и Серванен за десятилетия дружбы, создание марки Laurent Ferrier было практически семейным предприятием, тем более что Лоран привлек к этому процессу своего сына Кристофера. Ранее работавший в La Fabrique du Temps, Кристофер Феррье продолжал традиции Феррье, проявляя особый интерес к механическим механизмам. Лоран разрабатывал идеи и дизайн, Кристофер занимался механизмами, а Франсуа Серванен обеспечивал финансирование и деловую хватку, поэтому руководство марки было безупречным. Все началось с выпуска первых часов в 2010 году – Laurent Ferrier Galet Classic Tourbillon Double Spiral.
Laurent Ferrier не может полностью приписать себе заслугу в создании Galet Classic Tourbillon Double Spiral, поскольку механизм был разработан совместно с Энрико Барбазини и Мишелем Навасом, которые сейчас управляют La Fabrique du Temps в LVMH, но калибр FBN 916.01 стал невероятным дебютом. Он стал победителем в номинации “Лучшие новые мужские часы” на церемонии Grand Prix d’Horlogerie de Genève, и не зря. Мало того, что гладкий, похожий на гальку корпус и традиционный циферблат смело бросали вызов всем гиперсовременным часам, выпускавшимся в то время, так еще и механизм фактически вернул турбийон в разряд полезных усложнений в наручных часах, а не просто символа статуса.
В колесе баланса турбийона использовались две пружины, расположенные в противоположных направлениях, так что разница между ними мгновенно нивелировалась. В отличие от оригинального турбийона Breguet, который помогал только вертикально стоящим карманным часам, этот турбийон действительно улучшал характеристики наручных часов в любой ориентации.

В 2011 году Лоран Феррье впервые оснастил автоматический механизм микроротором, отчасти стремясь сделать его более доступным. По сравнению с Classic Tourbillon Double Spiral, цена которого в 2010 году составляла 185 000 швейцарских франков, стоимость Galet Micro-Rotor в 44 000 швейцарских франков была несколько более доступной. В калибре FNB 229.01 использован необычный спуск, получивший название Double Direct-Impulse Escapement, с двумя спусковыми колесами, подающими энергию от главной пружины на обе стороны поворота балансового колеса.
Это сводит к минимуму разницу в мощности между тиками, повышая общую эффективность и точность хода. Это также компенсирует некоторые ограничения, которые обычно накладывают микророторы, обеспечивая 72-часовой запас хода и, конечно, прекрасный вид на механизм через сапфировую заднюю крышку.

В последующие годы произошло несколько эволюций, но выпуск модели Galet Square Micro-Rotor в 2015 году стал большим потрясением. Подушечный корпус был не только бесконечно спортивнее предыдущих моделей, вдохновленных речной галькой, но и стал первыми часами Laurent Ferrier, выпущенными из нержавеющей стали. Они все еще стоили 35 000 швейцарских франков, но, очевидно, часы-инструменты 1970-х годов, когда Феррье участвовал в гонках, были ему по душе. Кроме того, часы получили премию GPHG в номинации “Лучшее часовое откровение”, что свидетельствует о том, насколько сильно они потрясли часовой мир после своего выхода на Baselworld.

Следующую большую награду GPHG компания получила в 2018 году, когда модель École Annual Calendar победила в номинации “Лучшее мужское усложнение”. Часы были отмечены полностью собственным производством, простотой настройки, несмотря на наличие усложнений, и отходом от ставшего уже привычным фирменного стиля Лорана Феррье.

Если бы мы подробно рассказывали о каждом значимом выпуске Laurent Ferrier, эта статья была бы как минимум в десять раз длиннее. В последнее время часы Laurent Ferrier привлекли к себе внимание благодаря модели Sport Auto. Расцвет гоночных часов 1970-х годов наконец-то вернулся в моду, и нет никого лучше Лорана Феррье, кто мог бы выпустить часы, посвященные этой эпохе. В частности, модель Sport Auto 40 посвящена Porsche 935/77A #40, на котором Феррье и Серванен гонялись в 1979 году, и украшена мятно-зеленым цветом, характерным для ливреи автомобиля. Спортивные часы с интегрированным браслетом, выполненные из нержавеющей стали, также служат в честь Patek Philippe Aquanaut, в создании которых Феррье принимал участие в 1976 году. Цена “обычной” модели Laurent Ferrier Sport Auto в великолепном синем цвете fumé составляет 48 000 швейцарских франков, что делает ее феноменальной альтернативой именитым брендам без ущерба для качества.
Несмотря на то, что марка совсем юная, Laurent Ferrier зарекомендовала себя с самой первой минуты своего существования. Это еще совсем небольшое предприятие с годовым объемом производства около 300 часов, но динамика, которую оно поддерживает между выпусками, поражает. Несмотря на то, что такие технологии, как естественный или двойной прямой импульсный завод, двойная спираль турбийона и большая горизонтальная пружина с щелчком, отполированная вручную Лораном Феррье, появляются регулярно, компания постоянно совершенствует свои выпуски так, чтобы они были одновременно и модными, и свежими. Для последней попытки, приложенной к и без того звездной карьере, Лоран Ферье совершил невероятное.