Драгоценные камни привлекают нас уже тысячи лет.
То ли это психологическое воздействие, то ли общая связь ДНК между людьми и воронами, но мы тяготеем к тому, что сверкает. Искусство огранки драгоценных камней имеет долгую и извилистую историю, но огранка драгоценных камней в том виде, в котором она известна нам сегодня, на самом деле является относительно недавней разработкой, которая потребовала передовой науки как для разработки концепции, так и для ее осуществления. Будь то ободок с бриллиантами или огромный драгоценный камень на циферблате часов, понимание процесса их изготовления только повысит вашу ценность.
Краткая информация о шлифовке, раскалывании и огранке
С тех пор как люди начали заниматься резьбой по камню, стало очевидно, что ключевую роль играют камни разной твердости. Кусок кремня, имеющий 7 из 10 баллов по шкале твердости Мооса, легко справляется с разметкой и резьбой по известняку, который обычно имеет 4 балла по шкале Мооса в лучшем случае. Шлифовка работает аналогичным образом: берется пыль или стружка твердого камня и целенаправленно стирается с более мягкого. Драгоценные камни не всегда выглядят фантастически прямо из земли, поэтому шлифовка и полировка были необходимы для удаления нежелательных дефектов, остатков вмещающей породы или острых краев, чтобы природный цвет камня мог засиять. Кабошон – это камень, который был закруглен и отполирован, без ограненных краев.

Несмотря на то что шлифовка и полировка были вполне осуществимы, это невероятно трудоемкий процесс. Лапидарии поняли, что есть более простой способ очистки камней, а именно жестокое и немного пугающее искусство раскалывания. Многие кристаллы, в том числе и алмазы, имеют естественные плоскости раскола, а это значит, что если сильно ударить по ним в определенном месте, то часть отколется, оставив идеально ровную поверхность. При этом в жертву приносится гораздо большая часть камня, но в те времена, когда шлифовальные диски с алмазным напылением не могли производиться массово, это был единственный способ огранки алмазов. Отсюда же происходит термин “огранка”, а не шлифовка.
Никто толком не знает, где именно зародилась огранка, но в Европе она получила широкое распространение в XV и XVI веках, когда технология и знания стали более обширными. Плоские поверхности не только позволяли лучше видеть камень изнутри, что облегчало оценку его качества, но и сами отражали свет. По мере того как огранка развивалась в течение следующих нескольких сотен лет, она действительно стала самостоятельным видом искусства. Отличный огранщик знает, какие углы позволят добиться наилучшего цвета и чистоты каждого камня, ведь все камни имеют свой коэффициент преломления, определяющий, как свет проходит сквозь них. Затем, по мере совершенствования полировки и шлифовки, стали возможны более сложные виды огранки, не требующие раскалывания. Вот некоторые виды огранки.
Круглый бриллиант

Любые часы с бриллиантами на безеле или часовых метках с большой вероятностью будут иметь круглую бриллиантовую огранку, поскольку это самый распространенный вид бриллиантовой огранки. Она встречается во всех видах ювелирных изделий, а также является самым распространенным видом камня, выбираемого для обручального кольца. До Викторианской эпохи в большинстве бриллиантов использовалась огранка Rose с очень заметными треугольными гранями. Затем она превратилась в староевропейскую огранку с очень специфическим дизайном из 58 граней, значительно увеличивающих отражательную способность камня и заставляющих его сверкать гораздо сильнее.
Современная огранка Round Brilliant была разработана в 1950-х годах и также имеет 58 (или иногда 57) граней. По сути, это усовершенствованная староевропейская огранка, позволяющая добиться большей яркости, даже если речь идет о камнях меньшего размера. Бриллианты особенно известны своим “огнем”, поскольку белый свет, отражаясь от граней, расщепляется в видимом спектре, а огранка Round Brilliant делает этот огонь почти более заметным, чем сам камень. Появление круглой бриллиантовой огранки также позволило сделать более мелкие и дешевые бриллианты более востребованными на рынке, поскольку покупателям было легче поразить их своим присутствием. Круглые бриллианты также были модифицированы в бесчисленное множество других фантазийных огранок, включая треугольную огранку “Триллион”, каплевидную огранку “Груша” и удлиненную, яйцевидную огранку “Маркиз”.
Багет
Природная кристаллическая структура алмаза представляет собой октаэдр. Конечно, к тому времени, когда бриллиант достигает поверхности Земли, он обычно немного поврежден, а также следует учитывать, что не все камни формируются в идеальных условиях, чтобы сохранить свою стандартную форму, и редко формируются вообще без каких-либо изъянов. Один из ранних стилей огранки восьмигранных бриллиантов назывался Hogback, в котором используются два удара, чтобы в итоге получить длинный восьмигранник, составляющий примерно 1/4 от веса исходного камня. Огранка “Багет” – это модификация огранки Hogback, при которой верхняя точка октаэдра сошлифовывается, а на его вершине образуется плоский стол.
Прямая и прямоугольная сверху вниз, огранка “багет” явно демонстрирует черты ар-деко, характерные для 1920-30-х годов. В таком виде она была использована в женских наручных часах от Cartier и Vacheron Constantin. Багетный бриллиант не обладает таким же сиянием, как круглый бриллиант, но он, как правило, гораздо крупнее круглого бриллианта и поэтому выглядит более эффектно, когда выстраивается вокруг корпуса часов. Дальнейшим развитием огранки “Багет” является огранка “Изумруд”, углы которой огранены таким образом, что при взгляде сверху образуется восьмиугольник, имитирующий восьмиугольную форму кристалла изумруда естественной формы.
Фантазия

Можете ли вы назвать все формы, которые только могут существовать? Даже если бы вы могли, это не было бы хорошим использованием вашего времени. При огранке драгоценных камней бывает, что необработанный образец просто не поддается традиционной огранке. Но это не значит, что весь потенциал его красоты не должен быть реализован. Фантазийная огранка – это название любой нестандартной огранки, которая может включать в себя асимметричные стили или просто драгоценные камни, ограненные для сохранения их огромного размера. В конце концов, если вы нашли рекордный бриллиант невероятных пропорций, было бы обидно потерять более 50 % его веса, чтобы превратить в стандартный Round Brilliant.

При таком пристальном внимании к огранке драгоценных камней, когда люди уже слишком привыкли видеть круглые бриллианты, огранщики стали проявлять творческий подход. Некоторые из этих авангардных форм содержат сотни граней на разных участках, создавая головокружительные оптические эффекты, особенно те, в которых используются вогнутые, а не чисто плоские грани. Такие огранки, иногда называемые фантазийными, трудоемки до невозможности и могут стоить огромных денег даже на такие доступные драгоценные камни, как аметист и топаз. Другой пример, набирающий популярность, – огранка “Пиксель”, при которой драгоценный камень выглядит как видеоигра с низким разрешением, поскольку свет гипнотически отражается от его идеально квадратных граней. Подобные виды огранки пока не получили распространения в часовом деле и остаются в сфере экспериментальных ювелирных украшений, но в скором времени эти тенденции обязательно придут.