IWC Big Pilot заслужили свой культовый статус, ведь эти негабаритные 46-миллиметровые часы для пилотов, без сомнения, являются одними из самых знаковых и ярких часов в своем роде. За более чем 20-летнюю историю (и почти 85 лет, если обратиться к прародителю – модели B-Uhr 1940 г. от IWC) было выпущено бесчисленное множество экземпляров, некоторые из которых являются поистине коллекционными.
Однако, пожалуй, ни одни часы из пилотской коллекции IWC не достигли такого статуса, как модель 2008 Big Pilot Markus Bühler (ref. IW5003) – ультралимитированная серия, вдохновленная уникальной моделью, которую Маркус Бюлер создал для конкурса в последний год своей часовой стажировки в IWC Schaffhausen.
Его самая яркая особенность – авиационная турбина на малой секундной стрелке и над баррелем – покоряла коллекционеров на протяжении многих лет… В качестве подарка поклонникам турбины IWC Big Pilot Markus Bühler возвращается в 2023 году, теперь в платине и со сложной архитектурой парящего турбийона. А перед нашей камерой предстал сам создатель этой модели, г-н Бюлер, представивший ее новую интерпретацию (ref. IW329901).
Прежде чем мы рассмотрим новую модель IWC Big Pilot’s Watch 43 Tourbillon Markus Bühler (ref. IW329901) и то, что делает ее особенной, нам необходимо вернуться немного назад в историю и понять, что стоит за этими часами Big Pilot, вдохновленными турбинами.
Оригинальные часы IWC Big Pilot Markus Bühler IW5003
Модель 2008 года Turbine Big Pilot, пожалуй, является одной из самых характерных, редких и коллекционных моделей часов BP, когда-либо выпускавшихся компанией IWC. Возможно, она также является одной из самых малоизвестных, по крайней мере, за пределами узкого круга опытных энтузиастов. История этих часов начинается с Маркуса Бюлера. Маркус родился в швейцарском городе Узвиль и не был часовым мастером. На самом деле он был плотником в семейном предприятии Bühler & Co. В возрасте 28 лет Маркус решил сменить профессию и с тех пор посвятил свою работу компании IWC Schaffhausen, где он начал работать в качестве ученика, а сегодня является помощником директора по сборке часов и механизмов.
Будучи учеником, он участвовал в конкурсе Prix IFHH de l’Horlogerie (проводимом Институт образования в области высокого часового искусства, принадлежащий материнской компании IWC – Richemont) и занял первое место. Тема конкурса 2003 года заключалась в том, чтобы открыть ствол и показать главную пружину, и все это в течение 30 часов на протяжении двух недель.
В условиях ограниченного времени идея должна была быть простой, умной и понятной. В результате был создан прототип с механизмом Unitas с ручным заводом, оснащенный турбинными колесами над барабаном и еще одним турбинным диском на передней панели вместо традиционной малой секундной стрелки, хотя эта особенность не входила в требования конкурса.
Впечатленная не только результатом конкурса, но и всем обликом часов – эти турбины не могли не вписаться в общую концепцию часов BP – IWC решила продолжить работу, и в следующем году Маркус Бюлер приступил к созданию модели, которая в 2008 г. стала Big Pilot’s Watch Edition Markus Bühler (ref. IW5003). При этом роли поменялись местами: Бюлер стал руководителем проекта по созданию собственной ограниченной серии часов и получил команду подмастерьев.
Сами часы, выпущенные ультраэксклюзивной серией всего из 12 экземпляров (один из них принадлежит самому Маркусу), по сути, представляют собой Big Pilot с корпусом диаметром 46,2 мм и циферблатом, выполненным в классическом стиле BP. Однако она не только сохранила две турбины, но и оснащена модифицированным механизмом Unitas с ручным заводом, чего не может похвастаться ни одна другая модель BP.
На передней панели установлена 12-лопастная турбина с красной точкой для индикации секунд. Этот элемент, из соображений экономии веса, был отлит из алюминия. На задней крышке также имеется своя турбина, которая, как и в прототипе, располагается над барабаном и открывает доступ к главной пружине.
В результате такого сочетания уникальных особенностей получились часы с существенно более высокой задней крышкой для размещения модификаций, но с необычным ремесленным подходом. Механизм, являющийся классическим Unitas, получил приятную отделку в виде круговых полос, исходящих из центра задней турбины, в сочетании с мостами, скошенными вручную.
В остальном Big Pilot стандартен: корпус и циферблат идентичны IW5002 первого поколения, за исключением накладных меток и удаления индикатора запаса хода и даты.
Спустя 15 лет после выпуска 12-часовой модели Big Pilot Markus Bühler IW5003 пришло время для IWC и ее ассоциированного директора придумать преемника. И здесь есть несколько изменений, как внутри, так и снаружи.
Новые часы IWC Big Pilot 43 Tourbillon Markus BÜhler
Новые часы Big Pilot Markus Bühler отличаются от старой модели. Прошли времена кустарных, почти прототипных часов с механизмом, изготовленным на заказ: появились усложнения и роскошь. Конечно, турбина по-прежнему присутствует на циферблате, но не на задней крышке.
Первая модель, как мы уже видели, была немного диковинной – и я говорю это в самом лучшем смысле, поскольку турбины, которые были в основном декоративными, придавали часам особый шарм. Новая модель представляет собой более зрелый и серьезный подход к концепции.
Первое и самое главное – новый Big Pilot Markus Bühler больше не является классическим Big Pilot. Его диаметр не составляет 46 мм, и он не изготовлен из стали. Вместо этого он построен на базе более поздней, более разумной и менее пуристской модели Big Pilot’s Watch 43. Как вы уже догадались из названия, их диаметр составляет 43 мм, толщина – 14,6 мм, а длина от ушка до ушка – около 52 мм. В этом отношении он чуть толще классической трехстрелочной версии.
Основное отличие от других BP43 и от классических Markus Bühler BP заключается в материале. Модель 2023 года изготовлена из платины, а ее корпус полностью полированный, в то время как большинство часов BP в основном матовые. При этом сохранены классические черты коллекции, такие как крупная заводная головка в форме ромба, устойчивое к давлению сапфировое стекло или прозрачная задняя крышка. А водонепроницаемость сохранилась на комфортном уровне 100 м.
Переходя к циферблату, отметим, что на первый взгляд часы Big Pilot’ Markus Bühler выглядят очень знакомо… Но здесь есть несколько изюминок. Циферблат традиционный, с крупными арабскими цифрами и хорошо читаемой минутной стрелкой. Как и у предшественника, у этой новой модели черный глянцевый циферблат и накладные метки, которые теперь расположены через каждые 5 минут.
Как и стрелки, они имеют родиевое покрытие и люминесценцию. Главным элементом циферблата, конечно же, является турбина в положении “6 часов”, которая по-прежнему выполняет функцию индикатора малой секунды благодаря красной точке на одной из 12 лопастей. Однако есть и существенные обновления.
Прежде всего, под турбиной скрывается турбийон. Действительно, после того как IWC перешла от внешнего механизма Unitas к автоматическому механизму собственного производства, она решила кардинально повысить уровень турбийона. Но установка 12-лопастной турбины поверх турбийона-регулятора сопряжена со своими проблемами, главная из которых – вес: чем больше масса и инерция, тем больше энергии требуется для поддержания механизма в движении (элементарная физика). Поэтому при создании любого турбийона основное внимание уделяется снижению массы.
А теперь представьте себе турбину на вершине… Учитывая эти ограничения, Маркус Бюлер нашел остроумное решение. Турбина занимает верхнюю часть обоймы парящего турбийона, заменяя собой традиционный регулятор. Однако это требует технических изменений: волосковая пружина крепится к нижней стороне одной из ее лопастей, и часовщик может регулировать нулевое пересечение баланса, поворачивая турбину.
Кроме того, для уменьшения трения и улучшения потока энергии на рычаг палеты и спусковое колесо нанесено специальное покрытие, получившее название технологии Diamond Shell.
Продолжая тему массы, следует отметить, что турбина, которая раньше отливалась из алюминия, теперь изготавливается из легкого титанового сплава. Учитывая сложную геометрию и малые размеры турбийона, только процесс фрезеровки занимает несколько часов, кроме того, еще некоторое время требуется для ручной полировки каждой из 12 лопастей (которые имеют витую форму…)
После завершения работы турбийон состоит из 56 деталей и весит всего 0,663 г, несмотря на большую (по турбийонным меркам) турбину/сепаратор в верхней части.
Перейдя на другую сторону корпуса, можно увидеть, что задняя часть представляет собой совершенно иной вариант концепции, чем в оригинальных часах, и демонстрирует внутренний автоматический механизм, но без турбины, как в старых часах. Теперь зрелище предстает перед владельцем. Калибр 82905 является развитием механизма семейства 82000, который, например, используется в трехстрелочных часах Big Pilot’s Watch 43.
Он работает на частоте 4 Гц и обладает комфортным запасом хода в 80 часов – тем более впечатляющим, чем классическая версия, оснащенная традиционным регулятором, запас хода которой составляет всего 60 часов. Уникальность модели заключается в ее отделке: пластины, мосты и ротор чернятся с помощью PVD-покрытия, затем на них наносится лазерная гравировка, а в завершение на гравированные участки наносится родиевое покрытие.
На ремешке также можно увидеть приятную дань уважения создателю как оригинальных часов, так и этой версии 2023 года. Изготовленный из черной кордовской кожи и закрывающийся платиновой раскладывающейся застежкой, ремешок с обратной стороны украшен логотипом турбины и подписью Маркуса Бюлера.
Наличие и цена
Часы IWC Big Pilot’s Watch 43 Tourbillon Markus Bühler reference IW329901 выпущены ограниченной серией в 51 экземпляр (50 доступны для публики, один зарезервирован для Бюлера) и будут стоить 125 000 ШВЕЙЦАРСКИХ ФРАНКОВ (вкл. налоги).
Более подробную информацию можно получить на сайте iwc.com.