Как любители часов, мы склонны рассматривать часовой мир как отдельную вселенную. Однако на самом деле часовой дизайн живет в гораздо более широком контексте. Тенденции в часовом дизайне приходят и уходят, подпитываемые культурным контекстом, в котором они существуют. В результате в определенных часах можно распознать дизайнерские направления. Сегодня я хочу изучить такие часы и посмотреть, какие элементы мы можем связать с направлениями в искусстве, архитектуре и дизайне.
Я уверен, что вы, можете привести еще много замечательных примеров.
- Дизайнерское движение ар-деко: Jaeger-LeCoultre Reverso
- Дизайнерское движение Баухауз: Nomos Tangente и Junghans Max Bill
- Дизайнерское движение поп-арт: Swatch
- Мемфисское дизайнерское движение: Ричард Милле
- Деконструктивизм: Хольтинрихс деконструирован
- Заключительные мысли о дизайнерских направлениях в часовом деле
Дизайнерское движение ар-деко: Jaeger-LeCoultre Reverso
Ар-деко – это во многом ответ на более раннее дизайнерское движение ар-нуво. В то время как модерн изобиловал органическими, асимметричными формами, ар-деко характеризовался геометрическими формами и сильными линиями. На это движение повлияла промышленная революция, так как машинные формы стали популярнее ручной работы. Это резко контрастирует с более ранними стилями декоративно-прикладного искусства и ар-нуво.
Расцвет ар-деко пришелся на 1910-1940-е годы, а особый пик пришелся на период междуцарствия. В самом сердце эпохи ар-деко, в 1931 году, компания Jaeger-LeCoultre представила модель Reverso. Ее гордый, царственный прямоугольный корпус источает стиль ар-деко. Обратите внимание на прямые линии, если смотреть на него спереди, с характерными тремя горизонтальными полосами над и под циферблатом. Если смотреть под углом, то корпус имеет цилиндрические бока, которые очень часто встречаются в архитектуре того времени.
Даже типографика на циферблатах ранних моделей свидетельствует об эпохе. Шрифты становились все более простыми, ярким примером чего стало появление в 1927 году шрифта Futura, разработанного Полом Реннером. Простой шрифт без засечек “Reverso” на первых моделях идеально вписывается в эту тенденцию.
Дизайнерское движение Баухауз: Nomos Tangente и Junghans Max Bill
Баухауз – это школа, в которой преподавали дизайн, архитектуру и искусство в Германии с 1919 по 1933 год. Зоркие наблюдатели могут заметить, что это совпадает с ар-деко. Однако стилистически эти два направления отличаются друг от друга. Баухауз преподавал интегрированную философию искусства и дизайна, в которой дизайн рассматривался как средство улучшения общества. Если люди будут жить в просторных, светлых и неприукрашенных помещениях, это приведет к большей сплоченности и счастью. Простота и эффективность были ключевыми ценностями, в отличие от декоративного богатства ар-деко. Школа закрылась в 1933 году, так как давление со стороны национал-социалистической партии, требовавшей, в частности, исключить учителей-евреев, стало слишком сильным.
Влияние Баухауса стало заметно в часах в 1920-х годах, когда производитель циферблатов Weber & Baral поставил нескольким немецким часовым брендам циферблаты в стиле Баухаус. Этот минималистский дизайн используется и сегодня, например, в часах Nomos Tangente. Вы можете ясно увидеть чистый, доступный дизайн, лишенный орнамента. Это характерно для дизайнерского направления Баухаус.
Возможно, школа и закрылась в 1933 году, но философия дизайна не умерла. В конце 1950-х годов выпускник Баухауза Макс Билл объединил усилия с Junghans, чтобы разработать настенные часы для кухни. С начала 60-х годов он создал для Junghans серию часов. Нынешние часы Junghans Max Bill по-прежнему верны этому оригинальному минималистичному стилю.
Дизайнерское движение поп-арт: Swatch
Пожалуй, самым мгновенно узнаваемым художественным направлением XX века стал поп-арт. Будучи в первую очередь художественным движением 1960-х годов, поп-арт оказал сильное влияние и на мир дизайна. Основная идея заключалась в том, что предыдущие направления слишком далеко оторвались от реальной повседневной жизни. Принятие движением коммерческих символов, таких как продукты и знаменитости, рассматривалось как антиискусство. Стилистически в поп-арте много коллажей, основных цветов и вышеупомянутых размытых границ с поп-культурой.
Заманчиво было бы указать на коллаборации Swatch с поп-артистами. Легенда гласит, например, что Swatch обратились к иконе поп-арта Энди Уорхолу, который был слишком занят для сотрудничества. Тогда Уорхол предложил своего протеже Кита Харинга, который неоднократно сотрудничал с Swatch. Совсем недавно в коллекции Swatch Art появилась модель Роя Лихтенштейна, на которой изображена литография поп-художника “Девушка”.
Впрочем, я бы утверждал, что весь бренд Swatch находится под влиянием поп-арта. Доступные, красочные пластиковые часы постоянно переходят в сферу поп-культуры. В них используется та же знаковая, красочная и мгновенно узнаваемая эстетика. Хотя Swatch появились только в 1983 году, после расцвета поп-арта, я определенно вижу на них отпечатки этого дизайнерского движения.
Мемфисское дизайнерское движение: Ричард Милле
Группа “Мемфис” – это объединение архитекторов и дизайнеров, основанное Этторе Соттсассом. Они собрались 11 декабря 1980 года в сознательной попытке предложить ответ модернистскому движению. Модернизм подразумевал гладкий, простой дизайн без украшений. Мемфисское дизайнерское движение сохранило бы геометрические формы, но добавило бы асимметрию, цвет и абстрактный декор. Результат получился довольно противоречивым и, без тени сомнения, “очень в стиле 80-х”.
Я склонен видеть нечто подобное на циферблатах Richard Mille. Пестрые, яркие, иногда кажущиеся беспорядочно расположенными элементы часто напоминают мне о Мемфисе. И вот в начале этого года Richard Mille выпустил коллекцию Memphis RM 07-01, полностью опираясь на это представление. В часах представлены типичные для Мемфиса случайные геометрические элементы в ярких цветах.
Безусловно, это открытая современная ода прошлому дизайнерскому направлению. В этом смысле они стоят вне этого направления, в отличие, например, от Reverso в стиле ар-деко.
Деконструктивизм: Хольтинрихс деконструирован
Последний пример, который я хотел бы рассмотреть, – это вполне современное дизайнерское направление. Деконструктивизм существует с конца 80-х годов, но продолжает развиваться и сегодня. Это постмодернистское направление дизайна, то есть оно выступает против строгости модернизма середины века. Оно разделяет эту цель с Мемфисом, но достигает ее совершенно иным способом. Деконструктивизм характеризуется фрагментацией и искажением. Это движение, основанное на технологиях, поскольку эстетика дизайна больше не должна отражать его структуру. Технологии позволяют дизайнеру выйти за рамки принципа “форма следует за функцией”. Известным примером архитектора-деконструктивиста является Фрэнк Гери.
Яркий пример такого стиля в часах мы находим прямо здесь, в Нидерландах. Модель с метким названием Holthinrichs Deconstructed демонстрирует этот стиль во всей красе. Holthinrichs тщательно деконструировал традиционные элементы механических часов и переставил их таким образом, чтобы, по словам бренда, “поставить под сомнение их очевидность и структурную целостность”.
С помощью 3D-печати Хольтинрихс создал часы, которые словно распадаются на части на ваших глазах, включая полностью раздробленный браслет. Результат получился чрезвычайно динамичным и поразительным. Как и предписывает дизайнерское движение, он бросает вызов консервативному дизайну часов, основанному на следовании форме и функции.
Заключительные мысли о дизайнерских направлениях в часовом деле
Как видите, пять приведенных выше примеров очень четко связаны с более широкими направлениями в искусстве и дизайне. Несомненно, это относится почти ко всем часам, хотя обычно и не так очевидно. Все становится немного сложнее, потому что дизайнеры склонны возвращаться назад и повторно использовать элементы более ранних направлений. Винтажная тенденция последних лет – пример дизайнерского направления в часовом деле, которое возвращается к тому, что было сделано раньше. Именно это я имею в виду, когда иногда в своих статьях говорю о дизайне, вдохновленном винтажными мотивами. Часы Reverso – это классика, потому что они настолько аутентичны своей эпохе. Если бы часы были созданы сегодня в стиле ар-деко, мне кажется, они не имели бы того же веса и убедительности.
Я считаю, что рассматривать часы в стилистическом контексте таким образом очень увлекательно. Во-первых, это позволяет лучше понять, на что я смотрю. В то же время это может придать часам значение, выходящее за рамки их самих.
А вы можете назвать другие часы, которые представляют более широкое дизайнерское направление?