Недавно произошло нечто, вызвавшее столь незначительный всплеск, что вы, скорее всего, его не заметили.
Это была такая перепалка, которая не заслуживает употребления слова “переполох” из-за своей незначительности и ненужности. Это тот случай, когда вы не понимаете, что это проблема, пока кто-то не сделает ее проблемой. Два разных небольших бренда сделали две разные модели часов для дайвинга на основе одной и той же вещи и выпустили их с разницей почти в 12 месяцев. Бренд, выпустивший свои часы первым (Brand A), разозлился и разразился тирадой о том, что все это нечестно: как может другой бренд (Brand B) сделать еще одни часы для дайвинга, используя тот же источник вдохновения?
В основе этого сетования лежали два предположения: Маленькие бренды не должны делать похожие часы, а вдохновение каким-то образом является защищенной интеллектуальной собственностью.
Что касается мнения о том, что маленькие бренды не должны делать похожие часы, то, на мой взгляд, здесь присутствовало чувство “Мы с вами заодно”, с добавлением понятий чести и порядочности. Две марки, о которых идет речь, занимают одинаковое положение на рынке, базируются в одной стране, и вдохновение было связано именно с этой страной – здесь больше совпадений, чем просто две случайные марки, делающие двое похожих часов.
Возможно, бренду B следовало бы предупредить бренд A. Здесь нет никаких обязательств, но существует чувство общности среди небольших брендов, особенно тех, которые находятся в одной стране. Такие шаги, как этот, угрожают создать трещины в этом сообществе, и, хотя я не знаю специфики, я верю в обычную вежливость, и, возможно, она не была оказана, когда это должно было быть сделано.
Второе предположение – о том, что два часа не должны иметь одинаковое вдохновение, – более ошибочно. Нет ничего противозаконного ни в том, чтобы использовать одно и то же вдохновение для одного и того же типа продукта, ни в том, чтобы вдохновиться существующим продуктом и затем сделать свой собственный вариант. Кроме того, хотя в теории существует неограниченное количество источников вдохновения, в реальности лишь малая часть из них подходит для дизайна часов.
Я думаю о часах, вдохновленных автоспортом, о синих и оранжевых цветах Gulf Oil, которые TAG Heuer использует в официальном качестве и которые многие другие использовали в своих собственных хронографах. В описании модели Gorilla Fastback Thunderbolt нет прямого упоминания о Gulf, но оранжевый и синий цвета названы “узнаваемыми” и “синонимами автоспорта”. Мы все понимаем, к чему клонит бренд. Это совершенно разные хронографы, которые черпают вдохновение в одном и том же классическом цветовом решении для автоспорта.
Другие примеры: Fossil и Seiko выпустили часы с изображением покемонов, а Brew и Singer – часы со шкалой для определения времени приготовления эспрессо.
Я начал писать эту статью с твердым убеждением, что бренду A нужно остыть. Как это часто бывает, по мере написания я понял, что вопрос более тонкий. Чем больше похожи два часовых бренда, тем больше вопросов вызывает их выпуск. Чем более специфичен источник вдохновения, тем более сомнительно, что он используется двумя современными марками.
Есть разница между огромным брендом, таким как TAG, и небольшим элитарным брендом, таким как Gorilla, использующим одни и те же культовые цвета автоспорта, и двумя небольшими брендами из одной страны, использующими один и тот же очень специфический источник вдохновения. Чем конкретнее вдохновение, тем больше совпадений между брендами и получившимися часами, а чем современнее релизы, тем больше потенциал для того, чтобы поднять брови.
Бренды должны стремиться к созданию новых и разнообразных вещей. Увлечение становится скучным, когда мы видим одно и то же снова и снова. Я также понимаю, что вдохновение ограничено, и иногда идея захватывает вас, и вы не можете от нее избавиться. (Именно так начинаются многие из этих колонок “Подождите минутку”: У меня есть идея, о которой я должен написать, даже если другие уже сделали это до меня.) Когда речь заходит о вдохновении, я говорю: “Бери, что дают”. Применяя это к часам, очень интересно наблюдать, как разные бренды по-разному используют один и тот же источник вдохновения.
Если речь идет о более общем вдохновении или стиле, как, например, часы с интегрированным браслетом, я устаю, но, тем не менее, бываю заинтригован каждый раз, когда бренд выпускает свой вариант. Если же речь идет о более нишевом вдохновении, мне всегда хочется увидеть, что можно сделать, потому что специфическая природа вдохновения накладывает больше ограничений и требует большей креативности.
В конечном счете, я хочу сказать следующее: Пока бренды не просто копируют друг друга, больше – значит больше, а больше – значит лучше.