Пыль еще не успела осесть, а “Часы и чудеса” этого года уже были названы “теплыми”.
Некоторые даже назвали релизы разочаровывающими или не впечатляющими. Я не уверен, что согласен с этим. Конечно, не было ни одного шокирующего релиза, который бы мы все добавили в свои коллекции, не задавая лишних вопросов. Но должен ли он быть? Может быть, мы сами себя настраиваем на разочарование всеми нашими прогнозами и ожиданиями?
Вопрос в том, стоит ли ожидать радикально новых часов каждый год? Даже несколько раз в год? Я бы сказал, что такие ожидания идут вразрез с тем, что на самом деле доставляет удовольствие в нашей общей страсти.
Иконы не создаются за год
Начнем с того, что любители часов склоняются к определенным иконам в нашей маленькой субвселенной. Нам нравится, когда часы имеют историческое значение и впечатляющее наследие. Почему мы так любим Royal Oaks, Submariners, Speedmasters и Tanks? Потому что они несут в себе историю и сопутствующий ей статус.
Нельзя просто взять и создать культовые часы. Это тонкий баланс правильного дизайна в правильное время и правильного исполнения. А еще – случайность, когда часы принимают нужные люди (или даже один человек) и/или они становятся частью какого-то исторического события или развития. Редко когда звезды складываются таким образом. Поэтому, когда они совпадают, бренды считают свои благословения и тщательно лелеют свои иконы с помощью крошечных постепенных обновлений с течением времени.
Даже если часы не достигают статуса культовых, необходимо постоянство, чтобы закрепить их в качестве основного бренда. Ни одна часовая компания не хочет показаться непостоянной и расплывчатой. Итак, если вы руководите брендом, что вы делаете? Может быть, выпустить новый цвет циферблата или размер для существующей модели в этом году? Возьмем для примера Rolex. Одной из самых долговечных моделей Rolex была Explorer 1016. Он выпускался с 1960 по 1989 год и за это время претерпел лишь незначительные изменения и обновления. Именно так часовые бренды создают краеугольные камни в своих каталогах. Но приводит ли это к тому, что каждый год появляются впечатляющие заголовки? Нет, не приводит.
Предсказание релизов часов и чудес
Конечно, мы любим предсказывать грядущие события. За несколько месяцев до начала таких мероприятий, как Watches and Wonders, появляются предсказательные рендеры. “Будет ли в этом году новая модель X, Y или Z? Вот как, по нашему мнению, она должна выглядеть!” Дело в том, что эти предсказания исходят совсем из другого места по сравнению с тем, где эти бренды работают на самом деле. Прогнозы исходят из веселого возбуждения. “О, было бы так здорово, если бы…” Бренды, напротив, подходят к этому с гораздо более аналитической точки зрения.
Разработка новых часов – дело дорогостоящее. Она требует огромных ресурсов, как финансовых, так и творческих. Таких ресурсов мало даже у очень успешных часовых компаний. Поэтому они используют их с большим вниманием и намерением, желательно с почти хирургической точностью. Как правило, бренды не занимаются разработкой совершенно новых, революционных спортивных часов, если на их текущие модели все еще есть очереди. Точно так же, если их розничные магазины полностью заполнены (распродажи) и борются с распродажами, они не продвигают новые модели.
Возможно, это не так романтично, как нам хотелось бы. Мы думаем, что кучка часовых гиков вроде нас постоянно сидит в лаборатории и придумывает новые фантастические часы. На самом деле это бизнес, и творческие часовые гики – лишь его малая часть.
Тишина в “Часах и чудесах” – это не плохо.
Я бы сказал, что это даже хорошо. От крупных, признанных часовых брендов вы хотите последовательности и эволюции, а не революции. Существует целая экосистема микробрендов и независимых компаний для тех, кто ищет острых ощущений и оригинальности. Большим брендам с богатым наследием не выгодно подхватывать каждую тенденцию и постоянно пытаться изобретать колесо. Я уверен, что мы бы восхищались их часами гораздо меньше, если бы они так поступали.
Не поймите меня неправильно: я понимаю, что разочаровываюсь, когда выпущенные брендом часы кажутся безвкусными и не вдохновляющими. На самом деле, я писал о своем разочаровании в Rolex в этом году. Проблема в том, что я проецирую свои вкусы и желания на бренд, а это не забота Rolex. Я сетовал на отсутствие у бренда тонких, элегантных, неброских моделей. Это говорит больше обо мне, чем о Rolex.
Мы сами себя настраиваем на разочарование, возлагая все эти надежды на такие мероприятия, как “Часы и чудеса”. Мы склонны полагать, что дело в творческом банкротстве этих крупных брендов. В некоторых случаях это, безусловно, так. Некоторые бренды постоянно пытаются найти способ оставаться актуальными. По моему скромному мнению, Panerai попадает в эту категорию. Но слишком легко навесить этот ярлык на каждый выпуск каждого бренда. Большинство из них управляются способными людьми, делающими оправданные стратегические решения, которые заслуживают чуть большего уважения.
Но предсказания – это половина удовольствия от “Часов и чудес”.
Все это хорошо, но предсказания – это еще и просто развлечение. Предвкушение того, какие диковинные творения мы увидим на выставке Watches and Wonders, – это половина удовольствия от всего мероприятия.
Мы также знаем, что бренды обращают внимание на прогнозы в часовых СМИ и социальных сетях. Они наблюдают и делают заметки. И мы знаем, что некоторые из них действительно ценят проницательность некоторых прогнозов, обращаясь к историческим событиям и предсказывая, почему они могут быть актуальны сегодня и должны вернуться.
Так что продолжайте в том же духе. Вполне возможно, что в какой-то момент ваше желание сбудется. Но не ждет ли вас разочарование в краткосрочной перспективе? Боюсь, что да. Мы пристрастились к мгновенному удовлетворению, а цикл новостей, даже в часовом мире, стал бесконечно короче, чем всего десять лет назад. Мы просто ожидаем от мира всего и всегда, и нам придется привыкнуть к тому, что мы этого не получим.
А что вы думаете об эволюции и революции в часовых релизах? Напишите нам об этом в нашем Telegram–канале!