Хотя 3D-печать уже не в зачаточном состоянии, глядя на ландшафт наручных часов, этого не скажешь. Очень немногие бренды используют ее в качестве основного производственного подхода, хотя есть несколько больших и малых брендов, которые используют эту технологию для создания прототипов (от Visitor до A. Lange & Söhne), а Panerai даже использовала одну из форм 3D-печати в своих Luminor Marina DMLS. Однако с точки зрения производства большинство марок относятся к ней как к инструменту дизайна или новинке, а не как к способу вывести часы на рынок. Однако есть две марки, которые с энтузиазмом восприняли 3D-печать.
Часы американской марки Barrelhand включают большое количество компонентов, напечатанных с помощью 3D-печати, что отражается в их индустриальной эстетике, а голландская марка Holthinrichs возвела 3D-печать в ранг искусства. Часы Holthinrichs одновременно принимают и отвергают стереотипы 3D-печати, используя грубую отделку, полученную в результате этого процесса, в балансе с традиционными формами и декором, доказывая, что промышленные технологии не должны быть ограничены промышленным дизайном. Holthinrichs RAW Ornament – это часы, не похожие ни на какие другие.
Когда основатель компании Michiel Holthinrichs начал производить часы, это не было одномоментным делом. Работая в то время архитектором, он потратил несколько лет на создание прототипов и выяснение того, как сделать корпус, полностью изготовленный методом 3D-печати, и при этом сохранить его привлекательность. Его первый прототип развалился, но благодаря постоянным доработкам, усовершенствованиям и обучению, он в конце концов освоил процесс и создал свою первую модель, Holthinrichs Ornament, дизайн в стиле ар-деко, продиктованный его любовью к дизайну той эпохи. Вторая модель бренда, Raw Ornament, черпает вдохновение в архитектуре раннего модерна, особенно в концепции béton brut, которая переводится как “сырой бетон” и подчеркивает демонстрацию естественной текстуры и цвета материала (что, я уверен, вы уже знаете).
Корпус RAW Ornament имеет размеры 38 мм в поперечнике и 47 мм от ушка до ушка. Он также доступен в 36-миллиметровом варианте с немного меньшей длиной от ушка до ушка, но я нашел 38-миллиметровую модель идеально подходящей. Форма корпуса определяется процессом печати: Каждый корпус печатается вертикально, от ушка до ушка, а полые ушки предназначены для рассеивания тепла во время печати. Способ печати также означает, что часы получаются исключительно плоскими, лишенными какой-либо значимой кривизны. К счастью, при высоте всего 9,9 мм, включая куполообразное сапфировое стекло, нет необходимости в смягчении; несмотря на то, что часы плоские, они по-прежнему легко надеваются на мое 7-дюймовое запястье. А благодаря тому, что ушки полые, вес часов значительно уменьшился; несмотря на то, что часы сделаны из стали, создается впечатление, что они изготовлены из титана. Кроме того, вогнутая задняя крышка позволяет часам лучше прилегать к запястью. Все часы Holthinrichs поставляются с очень удобным страусиным ремешком на выбор, хотя я бы предпочел быстросъемные штифты, чтобы не беспокоиться о том, что мне не придется (без необходимости) ломать ушки своим пружинным инструментом. (Замшевый ремешок, который вы видите здесь, не является актуальным вариантом, хотя он мне понравился).
Эстетически дизайн напоминает о винтажных часах с причудливыми ушками, которые доминировали на запястьях в середине 20 века, и которые являются одними из любимых моделей основателя компании Михиэля Холтинрихса. Несмотря на кажущуюся неуместность рядом с современными часами, существует множество золотых винтажных часов, рядом с которыми Holthinrichs смотрелись бы как дома. Однако отделка возвращает часы в современность: грубоватый корпус напоминает о том, что часы были напечатаны в формате 3D.
Эти часы представляют собой балансирующий акт, а полированные края ушек добавляют элегантности и немного отступают от стереотипного вида 3D-печати. Вдоль 9-часового края корпуса, в углублении, рельефно нанесено название Holthinrichs; это действительно немного выпендрежа, и я за это. (За отдельную плату вы можете заменить этот текст на дизайн по вашему выбору). Единственной проблемой, которую я обнаружил в этих часах, была заводная головка: полированные края в сочетании с небольшим размером делают ее очень неудобной для захвата. Это немаловажно для часов с ручным заводом, и довести ее до рабочего состояния было непростой задачей.
Циферблат представляет собой текстурный вариант классического циферблата, но с изменениями, которые придают ему изюминку в соответствии с корпусом. Сам циферблат выполнен из 18-каратного розового золота с отделкой бисером, придающей ему матовое мерцание. Традиционные цифры Breguet вырезаны лазером в циферблате и, несмотря на отсутствие раскраски или украшений, остаются прекрасно читаемыми благодаря использованию глубины и теней. Телефонная трубка также несколько уникальна.
Как правило, мы видим массивные и полированные стрелки в стиле листьев, поскольку они почти всегда используются в парадных часах. Однако здесь Хотлинрихс сделал их углубленными и матовыми, вновь играя с текстурой и формой. Дополняя ушки, полированное кольцо окружает утопленную малую секундную стрелку в положении “6 часов”, вырезанную на токарном станке. Хотя все тона здесь несколько приглушены – матовая сталь, матово-розовый циферблат, тенистые цифры, – циферблат остается читаемым при любом освещении.
Чтобы вы знали о своих возможностях, RAW Ornament доступен в трех вариантах циферблата: Signature (секторный циферблат с минутными хештегами), Breguet, показанный здесь, и Roman Sector. Signature доступен в трех цветах, два из которых включают люминесцентные стрелки, Breguet предлагает восемь различных цветов (включая фиолетовый титан!); Roman Sector доступен только в синем цвете. Все циферблаты созданы с использованием натуральных материалов, чтобы избежать лакировки. Циферблаты Breguet – единственные, которые поставляются со стрелками в виде листьев.
Механизм отличается таким же вниманием к деталям, как и остальные части часов. Основанный на Peseux 7001, Holthinrichs HW-R01 может быть отделан по вашему вкусу белым родием, черным родием, 14-каратным бледным золотом или 18-каратным розовым золотом. По умолчанию марка предпочитает подбирать его к циферблату, где это возможно, но выбор всегда остается за покупателем.
Holthinrichs полностью разбирает механизмы и переделывает все мосты, добавляя выбранную отделку и создавая глубину с помощью матовой отделки, окруженной матовыми гранями со скошенными вручную краями. Головки винтов отполированы до черноты, а на храповое колесо добавлены улитки. Если бы макет Peseux не был настолько узнаваемым, этот механизм мог бы обмануть вас, заставив подумать, что он собственного производства (хотя марка четко заявляет, что он не является собственным). С этим механизмом вы получаете не просто шоу: он обладает восхитительным 42-часовым запасом хода при частоте 21 600 об/мин (3 Гц).
Что невероятно в RAW Ornament, так это то, что это были бы потрясающие часы из любого материала, изготовленные любым способом. Холтинрихс не позволил новизне производственного процесса заставить его создать дизайн, который бы оттолкнул людей из-за того, что он слишком индустриальный, громоздкий или современный. Вместо этого в часах использованы элементы из прошлого, пропущенные через архитектурную призму, с небольшим вкраплением современных элементов, как кивок в сторону процесса 3D-печати.
Но есть одна загвоздка: Holthinrichs прекращает выпуск своих линеек Ornament и RAW Ornament 1 мая 2023 года. Если вы читаете эту статью в день ее публикации, то это произойдет чуть более чем через две недели. Впереди у маленького бренда много интересного: Она работает над почти полностью собственным механизмом, создает возможности для выпуска редких лимитированных серий и реорганизует свои линейки продукции, чтобы обеспечить более серийное производство наряду с высококлассными заказными работами. И да, 3D-печатный браслет находится в разработке.
Орнамент Holthinrichs RAW стоит от 8 200 евро (около 8 950 долларов США на момент публикации) и доступен непосредственно у бренда. Для получения дополнительной информации посетите веб-сайт бренда.