На протяжении всей истории компании Porsche и TAG Heuer неоднократно пересекались. Это привело к длительному и обширному сотрудничеству двух легендарных производителей, с одной стороны, часов и хронометров, а с другой – высокопроизводительных спортивных и гоночных автомобилей. Эти две марки объединяет не только история на трассе, но и вне ее: одним из недавних примеров являются специальные выпуски часов, такие как Carrera Chronosprint x Porsche. В честь 75-летия Porsche, а также 70-летия гонки Carrera Panamericana в этом году был выпущен новый совместный проект, вдохновленный одним из самых значительных гоночных автомобилей Porsche в истории – скромным Porsche 550 Coupe.
Carrera Panamericana
Carrera Panamericana – это, попросту говоря, одно из самых известных и в то же время сложных соревнований по шоссейным гонкам в истории. Она стоит в одном ряду с итальянскими гонками Targa Florio и Mille Miglia. Участникам предстоит преодолеть более 3400 км по территории Мексики, по сути, от границы до границы.
Гонка проводилась по открытым дорогам и длилась всего пять лет – с 1950 по 1954 год. Гонка состояла из 9 этапов с хронометражем, которые проходили в течение пяти дней подряд по всей стране.
С первого и до последнего этапа в ней принимали участие крупнейшие представители гонок Формулы 1, спортивных автомобилей, ралли, гонок на сток-карах, скалолазания, гонок на выносливость и т.д. Первую гонку Carrera Panamericana выиграли Хершел МакГрифф и Рэй Эллиот на автомобиле Oldsmobile 88.
В последующие годы победу одержали Пьеро Таруффи и Луиджи Чинетти на Ferrari 212 Inter Vignale (1951 г.), Карл Клинг и Ханс Клерк на Mercedes-Benz W194 (1952 г.), Хуан Мануэль Фанхио и Джино Бронзони на Lancia D24 Pinin Farina (1953 г.) и Умберто Маглиоли на Ferrari 374 Plus Pinin Farina (1954 г.).
Гонка прекратила свое существование из-за опасений общественности и правительственных чиновников по поводу безопасности после нескольких смертельных случаев, произошедших в первые несколько лет. Адольфо Руис Кортинес, президент Мексики того времени, объявил главной целью Carrera Panamericana продвижение недавно построенной государственной автомагистрали, по которой проводились гонки.
За пять лет проведения гонки погибло 27 человек, что является одним из самых высоких показателей смертности среди всех гоночных соревнований в истории. В настоящее время эта гонка возрождена в виде классического скоростного ралли, аналогичного Mille Miglia.
Однако название Carrera Panamericana продолжает жить благодаря маркетинговому гению компаний TAG Heuer и Porsche. Джек Хойер, как известно, назвал культовую коллекцию Carrera в честь этой гонки. Компания Porsche впервые использовала это название на своем автомобиле в 1955 г., отметив победу в классе Porsche 550 в гонке 1953 года. И по сей день название Carrera не утратило своей актуальности как в автомобилях, так и в часах.
Скромный Porsche 550 Coupe
Porsche 550 был самым первым специализированным гоночным автомобилем, разработанным с нуля. Автоспорт всегда был в центре внимания Porsche, но гоночные устремления марки начались с переоборудования дорожных автомобилей, а не с создания чисто гоночного автомобиля.
Автомобиль строился с 1953 по 1956 год, всего было выпущено 90 машин с кузовом либо двухдверное купе, либо двухдверный спайдер. Автомобиль быстро завоевал репутацию доминирующего гоночного автомобиля в классе до 1,5 л, поскольку он был небольшим, очень легким и, следовательно, очень маневренным. Автомобиль, оснащенный четырехцилиндровым двигателем объемом 1,498 см3, весил всего 550 кг, отсюда и название.
Модель 550, как в виде Spyder, так и в виде Coupe, принимала участие в гонках по всему миру и пилотировалась самыми известными именами в гонках. В год своего дебюта скромный маленький автомобиль смог одержать победы (в классе) на гонках Нюрбургринг – Эйфель, 24 часа Ле-Мана и Carrera Panamericana.
Он продолжал регулярно побеждать и даже занял первое место в общем зачете в 1956 г. в гонке Targa Florio в сравнении с гораздо более мощными автомобилями, такими как Maserati 300S, Ferrari 860 Monza и Mercedes-Benz 300SL. После того как заводская команда Porsche перешла к замене модели 718, частные команды продолжали участвовать в гонках на 550-й модели и добивались побед, закрепляя ее гоночное наследие.
Но есть у Porsche 550 и темная сторона, причем не по своей вине. Ведь именно в этом автомобиле погиб голливудский актер, демон скорости и гонщик Джеймс Дин. Он разбился на своем 550 Spyder по прозвищу “Маленький ублюдок” 30 сентября 1955 г. недалеко от города Чоламе, штат Калифорния.
Несмотря на эту печальную главу в истории автомобиля, он является одним из самых культовых гоночных автомобилей Porsche, а также источником вдохновения для множества реплик. Оригинальные автомобили могут стоить на аукционе до 5 млн. долларов США в зависимости от состояния и гоночного наследия.
Два специальных автомобиля 718 Cayman GT4 RS
В этот праздничный для Porsche и TAG Heuer год эти две марки снова сотрудничают в создании чего-то очень интересного. За последние несколько лет мы уже видели несколько часов, выполненных в гоночном стиле, но на этот раз перед нами уникальный автомобиль.
С одной стороны, Porsche празднует 70-летие двух команд, участвовавших в гонке Carrera Panamericana 1953 года на автомобиле 550, а с другой – TAG Heuer в этом году отмечает 60-летие Carrera. Кульминацией этого двойного праздника стали два специальных выпуска модели 718 Cayman GT4 RS.
GT4 RS – это воплощение более компактного среднемоторного спорткара Porsche 718 Cayman. Дизайн модели TAG Heuer x Porsche – Legends of Panamericana, как официально называется проект, вдохновлен моделью 550 Coupe, участвовавшей в этой изнурительной гонке 70 лет назад. Сходство совершенно очевидно, если посмотреть на новый и старый автомобиль рядом, и это без учета гоночной ливреи, выполненной в том же стиле.
Оба автомобиля имеют компактную раму с изящным профилем, в основе которого лежит только одно – динамика и маневренность. Для повышения динамики и маневренности 718 Cayman GT4 RS оснащен усовершенствованной аэродинамической системой и очень мощной 500-сильной “шестеркой”, позаимствованной у двигателя 911 GT3. Благодаря этому разгон с нуля до 100 км/ч занимает менее 3,5 секунды, а максимальная скорость составляет 315 км/ч. Неплохой маленький фейерверк, правда?
В память о Porsche 550 Spyder, участвовавшем в гонке Carrera Panamericana в 1953 году, построено два автомобиля: один со стартовым номером 152, другой – 154. В этом году на возрожденной гонке Carrera Panamericana один из автомобилей будет пилотировать Патрик Демпси, актер и гонщик, а также представитель марки TAG Heuer.
После этого события именно этот автомобиль с номером 152 на боку и крыше будет выставлен на аукцион в начале 2024 года, а вырученные средства пойдут на благотворительность. Автомобиль с номером 154 был представлен на выставке TAG Heuer Heritage Experience во время Rennsport Reunion 7 в Laguna Seca в минувшие выходные, но что будет с ним после этого – неизвестно.
Отличительной особенностью этих двух автомобилей от “обычного” GT4 RS, помимо очевидной гоночной ливреи, являются нестандартные элементы как в экстерьере, так и в интерьере машин. К ним относится логотип TAG Heuer на передней панели, который нанесен на Le Mans Silver Metallic – специальную краску, созданную в сотрудничестве с Porsche France, AOC (организаторами Ле-Мана) и Porsche AG. Кроме того, на переднем левом крыле или задней левой колесной арке автомобилей размещен логотип Pegasus, напоминающий нам о спонсорской поддержке компанией Mobil Oil купе 550, участвовавших в гонке 1953 года.
Внутри салон получил особые детали отделки, включая кожаные сиденья цвета Guards Red, трехцветную прострочку на рулевом колесе и специальную вышивку на подголовниках. Наиболее примечательным элементом является пара гоночных таймеров TAG Heuer, установленных непосредственно на центральной консоли, но это только на автомобиле с номером 154. Это отсылка к оригинальной модели Heuer Rally Master с 8-дневными часами Master-Time и хронографом Monte Carlo.
Дополнительную информацию можно получить на сайтах Porsche.com или TAGHeuer.com