Patek Philippe 5207P – это умные часы. Если быть точным, это не смарт-часы, но 41-миллиметровое платиновое чудо Patek Philippe – очень умные часы. Они понимают григорианский календарь лучше, чем вы. Они могут запоминать фазы Луны на 122 года. Он достаточно умен, чтобы прочитать время и прозвонить куранты, если вам не хватает освещения. Кроме того, регулятор турбийона на задней крышке достаточно умен, чтобы следить за временем с точностью хронометра.
Как и многие выдающиеся интеллектуалы, модель 5207P может похвастаться наследием высоких достижений. Модель 5016 1993 года стала первыми наручными часами Patek Philippe, в которых сочетались вечный календарь, турбийон и минутный репетир. Уменьшенный диаметр модели 5016, составляющий 36,5 мм, говорит о том, что этот новатор – продукт другой эпохи, но созданный им прецедент напрямую ведет к серии 5207.
Выставка Baselworld 2008 стала последней вспышкой перегретой часовой индустрии 2000-х годов. В ту эпоху неработающих облигаций и неработающих ипотечных кредитов размер, сложность и цена часов были королем. Модель Patek Philippe 5207P обладала всеми этими качествами. Если честно, 41-миллиметровый корпус не представлял собой ничего особенного в эпоху аберраций 48-50 мм, но кирпично-платиновая масса Patek, огромный размах от ушка до ушка 51 мм и внушительное присутствие создают впечатление чудовищной машины. По своей сложности 5207P не уступал ни одному современнику. 557 высокоточных деталей согласованно работали в механизме с ручным заводом. Несмотря на значимость минутного репетира и турбийона, главной инновацией 5207P стал вечный календарь с мгновенным переходом. Несмотря на внушительную историю создания вечных календарей, компания Patek Philippe никогда не предлагала серийных наручных часов с какой-либо иной системой календаря, кроме “перетягивающей” или с прогрессивной сменой.
Напротив, в модели 5207P набор календарных индикаторов защелкивается, как медвежий капкан. Справедливости ради следует отметить, что по-настоящему мгновенные комплексные скачки календаря – это сфера электронных часов, а рекламируемая Patek заявляет о скачке всех показателей в течение двух минут после полуночи. Теоретически, часы могут координировать скачок дня недели, даты, месяца, фазы луны и високосного года, когда часовая и минутная стрелки накладываются друг на друга. Более того, амбиции модели 5207P расширяются за счет использования дисплеев апертурного типа. Календарные диски требуют больше энергии, чем стрелки, а прыгающие дисплеи потребляют больше энергии, чем прогрессивные. Если сложить эти два фактора, то целесообразность использования 425-миллиметровой заводной пружины становится очевидной. Учитывая два энергоемких усложнения – календарь и турбийон, – 48-часовой запас хода этих часов является выдающимся достижением.
Сверху модель 5207P представляет собой баланс изящества и напыщенности. Его циферблат – металлический солнечный луч гальванизированного цвета, который Патек называет “медовым”, – изготовлен из цельного диска из 18-каратного золота. Невидимый драгоценный металл отражает стремление к утонченной роскоши, которая отражается в турбийоне, помещенном только в корпус. Центральный циферблат украшен металлическим узором в виде солнечных лучей, а часовая дорожка мягко светится матовым покрытием, которое Patek называет “opaline”. Сочетание этих двух оттенков делает часы одновременно “медовыми” и “денежными”. Общий баланс циферблата превосходен. Индикаторы календаря, фазы луны и окошко AM/PM расположены таким образом, что создают двустороннюю симметрию: каждая сторона зеркально отражает другую. Апертурный календарь не только впечатляет технически, но и легче читается, чем обычные вечные календари со стрелочными субрегистрами. Сводчатый указатель дня недели, даты и месяца часто называют “американским” календарем, а его окошки украшены полированными рамками из белого золота. Ограненные стрелки и часовые индексы из 18-каратного золота выполнены с безупречной детализацией, а светящееся кольцо металлических “ямок” позволяет точно считывать минуты.
Производство корпусов Patek Philippe началось всерьез после приобретения компании Ateliers Réunis в середине 1970-х годов. В модели 5207P на первый план выходят уроки, полученные компанией Patek за десятилетия создания собственных корпусов. Излюбленный трюк компании по снижению веса – вогнутый безель – возглавляет линию усовершенствований. Конические ушки большого размаха определяют конечности формы. Наемный мастер по корпусам Жан-Пьер Хагманн (Jean-Pierre Hagmann) сделал канал скольжения минутного репетира. Но главным украшением корпуса является сочетание гравированных боковых граней с коваными углублениями. Скульптурная глубина граней часов поражает своей замысловатостью и нюансами. Эти углубления имеют натуралистические нотки, напоминающие жабры акулы, лепестки цветка и накат океанских волн – и все это одновременно. Формы завораживают и поражают воображение; каждый платиновый корпус рискует быть полностью списанным при малейшей ошибке в ручном декорировании.
В часовой промышленности платина имеет ядовитую репутацию из-за своей склонности разрушать инструменты и доводить мастеров до предела. По сравнению с любым другим металлом, кроме тантала, платина деформируется, перегревается, течет и смазывается так, как другие материалы. Подумайте о множестве репетиров, предлагаемых компанией Patek, а затем обратите внимание на то, как мало платиновых моделей любого описания используют скульптуру корпуса, подобную 5207P. Минутные репетиры преобладают!
Часы класса Mensa заслуживают соответствующего механизма. Даже по названию калибр RTO 27 PS QI – внушительная вещь. Это броское название выражает – en français – размер ядра калибра и его функции. Хотя корни механизма уходят в начало 1990-х годов, добавление мгновенного календаря приводит его в соответствие со стандартами XXI века. Откровенно говоря, в усовершенствовании калибра не было необходимости, поскольку существующий базовый механизм представляет собой ошеломляющее достижение. Как и многие другие высокотехнологичные компании, Patek Philippe сохраняет свои самые высокие стандарты отделки и детализации ручного механизма для флагманских моделей. При новой розничной цене от $800 000 до $1 000 000 в зависимости от года и модели, каждая версия 5207 может считаться “флагманской”. Первая версия этого механизма появилась в 1993 году, и он по-прежнему является основой для чрезвычайно умных часов. Ранние версии 5207P даже могли похвастаться высшим образованием: сертификатом хронометра C.O.S.C.. На первых сериях также присутствовали подписи Poinçon de Genève, свидетельствующие об элитном стандарте отделки, выполненной в городе или кантоне Женева. Механизмы, выпущенные примерно после июля 2009 года, имеют печать Patek Philippe и не имеют хронометрического сертификата, но качество и точность не изменились по сравнению с более ранними образцами.
Тонкая отделка начинается с выделяющегося третьего колеса из 14-каратного золота – пробы золота, обычно используемой для механических частей часов. Хотя коллекционеры Patek называют это колесо “осьминогом”, оно имеет всего пять спиц. Его истинным источником вдохновения является колесо традиционного инструмента часовщика для зачистки/закручивания. Отделка золотой шестерни соответствует стандартам барокко и занимает от девяти до 11 часов. Все компоненты механизма из нержавеющей стали имеют зеркальную отделку. “Черная” полировка, как известно, требует либо алмазной пасты, либо очень тонкой наждачной бумаги, либо комбинации этих двух способов. Мост турбийона, крышка центрального колеса, винты и бойки минутного репетира имеют оптически чистое зеркальное покрытие, которое с большинства точек зрения кажется абсолютно черным, отсюда и термин “черный” для этого типа полировки.
Скосы выделяются на фоне остальных. Даже стандартные латунные мостики имеют щедро закругленные и блестящие плечи. Нет никаких следов фрезеровки, и даже под увеличением профили фасок не оставляют следов машинного вмешательства. В отличие от гибридных фасок, которые снимаются фрезой и полируются ручным буфером на электроинструменте, углы RTO 27 PS QI не читаются как полированные плоские плоскости. Это то, чего может достичь мастер, когда время не имеет значения, а объем производства не имеет значения. Внутренние углы, где встречаются фаски, демонстрируют признаки строгих стандартов. Просто “закругленные” стыки, где сливаются две фаски, встречаются даже в часах ценой выше 100 000 долларов. Резкая складка в месте соприкосновения фасок считается золотым стандартом для этого типа соединения, и она не поддается массовому производству. Многие механизмы с “женевским клеймом” имеют ровно ноль примеров внутренних углов. В механизме Patek 5207 их по меньшей мере девять: восемь находятся в стальном верхнем мосту турбийона, а одна складка – на полумосте золотого третьего колеса.
“Внешние” точки образуются там, где два скоса сходятся в острый кончик; они так же важны для коллекционера, как и внутренние складки. В модели RTO 27 PS QI есть несколько конических точек на мосту турбийона и бойках репетира. Каждая из этих конструкций изготовлена из стали, что еще больше усложняет процесс декорирования, поскольку сталь сложнее поддается отделке, чем латунь. Единственный явно срезанный угол Patek (каламбурно) – это золотой крест Калатрава, прикрывающий центробежный регулятор репетира. Края этого позолоченного логотипа Patek Philippe более прямые и четко отфрезерованные, чем закругленный блеск других мостов. Это не кустарные скосы, но ограниченное пространство для проникновения инструмента, вероятно, вынудило пойти на такой компромисс.
Хотя Patek Philippe в течение десятилетий занималась испытаниями турбийонов для карманных часов и наручных часов, регулярное производство таких часов активизировалось лишь в начале 1990-х годов. Как и в большинстве часов Patek с турбийоном до модели 5303R 2019 года, вращающийся спуск модели 5207P виден только с обратной стороны часов. Patek обосновывает это решение различными причинами, включая консервативную скромность, традиции и защиту смазочных материалов от воздействия ультрафиолетовых лучей. Как бы то ни было, у владельцев этих часов появился еще один повод выставить заднюю крышку на обозрение друзей. А для тех, кто желает еще большей свободы действий, модель 5207P поставляется компанией Patek с альтернативной массивной платиновой задней крышкой, которая может быть установлена по запросу.
Сегодняшний пейзаж роскошных часов изобилует чудовищно дорогими часами, сбивающими с толку усложнениями и экстравагантным дизайном, кричащим о том, чтобы на него обратили внимание.
Ни одна компания – даже Patek Philippe – не доминирует на пике рынка так, как это делали тридцать лет назад Audemars Piguet, Gérald Genta и сам Patek.
Но наследие, традиции и преемственность недоступны даже самым амбициозным новичкам – добродетели опыта требуют времени для приобретения. Шесть лет назад я был гостем известной независимой часовой марки, находящейся на пороге суперзвезды. В ожидании расплавленного творога в женевском кафе фондю один из сотрудников компании с гордостью рассказывал по мобильному телефону о своей галерее ценных произведений искусства, автомобилей и часов, приобретенных в качестве долгосрочных инвестиций. Жемчужиной его коллекции были часы 5270P, не принадлежавшие его домашнему бренду. Это были умные часы и умный выбор.