Понимание искусства циферблатов гильоширования

Понимание искусства циферблатов гильоширования Часовые элементы

Известная под французским названием Guillochage, токарная обработка заключается в украшении дерева или металла переплетающимися линиями.

Это техника гравировки, возникшая более пяти веков назад. Изначально она применялась на мягких материалах, таких как дерево и слоновая кость, а затем была адаптирована к металлам, особенно в ремесле ювелиров и серебряных дел мастеров. Утверждается, что впервые гильоширование было применено в часовом деле в 1680-х годах Пьером Дюамелем в Женеве на корпусе часов, но известность на циферблатах гильоширование получило благодаря Абрахаму-Луи Бреге, который ввел его в обиход еще в 1786 году. Замысловатые геометрические узоры, выгравированные на циферблатах часов, не только улучшают их внешний вид, но и повышают читаемость

. Гильошированные циферблаты придают поверхности циферблатов глубину и текстуру. Эта глубина создает визуальный контраст, поскольку свет играет на выгравированных узорах, повышая общую эстетику часов. Различные узоры могут использоваться для разграничения субциферблатов или выделения определенных индикаторов. Сегодня гильоширование стало неотъемлемой частью традиций часового дела, причем в большинстве случаев гильоширование выполняется на часах, циферблатах и других часовых деталях, таких как роторный груз.

Традиционная техника, известная как токарная обработка, или гильоширование, применяется избранной группой мастеров, которых в Швейцарии насчитывается менее 100. Вопреки своему названию, гравировка не выполняется вручную. Вместо этого линии тщательно вытравливаются на циферблате с помощью ручного станка, такого как розовый механизм или прямолинейный станок, в виде круговых или прямых линий, повторяющих мотивы и узоры, которые направляются розетками или штрихами. Как объяснил нам Ян фон Канель из Décor Guilloché SA (ателье, специализирующееся на гильошировании, расположенное в Невшателе), “работу выполняет не машина, а рука того, кто ею управляет”.

Breguet Classique Calendrier 7337 - 2022 Update
Современный образец традиционного гильоширования, выполненного Breguet (Classique Calendrier 7337), с узорами grain d’orge и clous de Paris.

Грани тщательно повторяются, комбинируются, а иногда и пересекаются, создавая множество геометрических мотивов. Универсальность гильоширования позволяет создавать бесконечное множество узоров и рисунков, каждый из которых имеет свой неповторимый характер: “коньки” (clous de Paris) и pavé de Paris, “солнечные лучи”, “ячмень” или grain d’orge, “волны” и “шахматная доска” и другие.

Czapek Quai des Bergues Aurora Borealis Guilloche
Часы Czapek Quai des Bergues Aurora Borealis украшены креативным гильошированным узором

Откуда происходит название “гильош”?

Этимология слова guilloché неясна – некоторые версии связывают его с именем изобретателя станка для вращения двигателя, Guillot или Guilloche в зависимости от источников, хотя это не имеет четкого документального подтверждения. Другие – со старым итальянским словом ghiocciare (производное от Goccia drop/bead), которое могло иметь значение украшения переплетающимися линиями в архитектуре и декоративном искусстве.

Традиционная ручная гильошировка

Ручное гильоширование требует многолетнего опыта, концентрации, координации, терпения и умелых рук. В этом отношении оно является самостоятельным видом искусства. Пластина крепится к токарному станку, и вращающиеся колеса (розетки) различной формы задают движение, создавая разнообразные узоры. Одной рукой мастер вращает заготовку с помощью кривошипа, а другой направляет режущий инструмент. Точность позиционирования детали, скорость вращения и давление на инструмент для каждой линии имеют решающее значение для достижения равномерного и последовательного декора. Гильоширование требует много времени и сил; часы кропотливой работы могут быть сведены на нет в одно мгновение. Самые сложные циферблаты могут потребовать целого дня работы, иногда включающей более 1 000 различных надрезов.

Понимание искусства циферблатов гильоширования

Понимание искусства циферблатов гильоширования

В Швейцарии, вероятно, насчитывается менее 100 мастеров, занимающихся традиционным гильошированием. Есть несколько независимых мастерских или мастеров, например, в Валь-де-Руз (Décors Guillochés SA или Metalem) или Кари Воутилайнен (с его компанией по изготовлению циферблатов Comblémine SA). Некоторые марки имеют специальных мастеров и ателье, например, Breguet (вероятно, крупнейшая мастерская гильоширования в Швейцарии) и Patek Philippe, а также некоторые другие, такие как Jaeger-Lecoultre, Louis Vuitton с La Fabrique des Arts или Chronoswiss. В отсутствие официальных школ, посвященных гильошированию, это искусство передается от одного мастера к другому. По словам Янна фон Кенеля, для достижения полного мастерства в этом деле обычно требуется около пяти лет.

The Case of the petite tapisserie pattern

Знаковый узор Petite Tapisserie на циферблатах Audemars Piguet Royal Oak Jumbo создается с помощью уникальной техники и специализированного гравировального станка, известного как “гильоширный копировальный станок”. Бренд собрал в специальных мастерских около 30 таких станков, заимствованных из тех, что были созданы Робертом-Альфредом Лингардом в Ла-Шо-де-Фоне в конце XIX века. Сочетание трех традиционных техник – гравировки, гильоширования и пантографа – позволяет получить узор таписсери путем гравировки на механическом токарном станке, который повторяет рисунок матрицы, изменяя ее размер. В данном случае станок не управляется рукой мастера, однако режущий инструмент выполняет ту же работу, что и традиционный розовый двигатель. Процесс можно увидеть на видео выше.

Audemars Piguet Royal Oak Jumbo Extra-Thin 16202ST Steel 50th Anniversary - petite tapisserie dial detail
Знаковый узор Petite Tapisserie на часах Audemars Piguet Royal Oak Jumbo Extra-Thin 16202ST

Как объясняют сами Audemars Piguet, “принцип работы гравировального станка прост. Две круглые металлические пластины вращаются с одинаковой скоростью. На первой (шаблон, или модель) мотивы, подлежащие воспроизведению (Tapisserie), значительно увеличены. При вращении пластины палец (щуп) перемещается по рельефу Tapisserie (…) Благодаря системе пантографа на второй пластине (циферблате) бормашина углубляет материал на различную глубину, механически воспроизводя движения щупа, но в меньшем масштабе”. Если внимательно присмотреться к циферблату, то можно заметить, что мотив выполнен по кругу, с заметными маленькими ромбиками между пирамидальными квадратами (следы от заусенцев) и концентрическими линиями резания, видимыми на поверхности квадратов.

ПРОМЫШЛЕННЫЕ МЕТОДЫ (ЧПУ и штамповка)

Гильоширование может быть выполнено и “промышленными” методами, когда результат, достигнутый с помощью штамповочного инструмента или станка с ЧПУ (оба обычно используются для доступных элитных часов в больших производственных масштабах), является вполне удовлетворительным и последовательным. Станки с ЧПУ обеспечивают высокую точность и повторяемость, позволяя создавать сложные узоры с непревзойденной точностью или выполнять 3D-гильоширование, расширяя возможности для творчества в этой области.

Ophion OPH 786 Velos
Узор на циферблате этих часов Ophion OPH 786 Velos выполнен с помощью технологии CNC-контроля, что обеспечивает удовлетворительный визуальный результат по относительно доступной цене.

Однако пуристы считают, что циферблаты, изготовленные таким способом, лишены характерного блеска гильоширования, выполненного вручную. Это несоответствие еще больше проявляется при использовании техники лазерной гравировки. При ручном нанесении токарной обработки каждый циферблат приобретает уникальный характер, а небольшие изъяны служат отличительным признаком подлинности. Благодаря такому скрупулезному мастерству каждые часы становятся несравненным произведением искусства, которое невозможно повторить. Короче говоря, если циферблат слишком идеальный или слишком обычный, вполне возможно, что перед вами гильошированный циферблат, изготовленный на ЧПУ.

Louis Erard Excellence Petite Seconde Guilloche
Циферблат часов Louis Erard Excellence Petite Seconde Guilloché сочетает в себе два различных “гильошированных” узора (flinqué – так называемые волны – и basketweave), но выполнен благодаря штампованному процессу.

Наконец, экономичный способ получения гильошированного узора – штамповка, при которой латунная основа циферблата прессуется, деформируя материал под давлением. Однако в результате этого процесса циферблатам не хватает четкости, резкости и точности, а текстура кажется менее четкой, без прежней глубины и объема. И снова нет очарования человеческой руки с ее привлекательными несовершенствами.

ПРИМЕРЫ ГИЛЬОШИРОВАННЫХ УЗОРОВ

Гильошированных узоров существует бесчисленное множество, и действительно, творчество в этой области не знает границ. Бренды и мастера постоянно вводят новые узоры, сохраняя традицию свежей и яркой. Вот несколько примеров гильошированных узоров, включая некоторые из наиболее классических.

Кстати, Вам также будет интересно:  Водонепроницаемость часов: объяснение
Команда ONEWATCH

Будучи энтузиастом часового дела, Максим работал с качественными часами всех ценовых категорий и калибров, винтажными и современными. Он родился в Беларуси, изучал историю искусств в Америке и является поклонником хоккея, футбола и оптимизма.

Оцените автора
Наручные часы всех известных брендов