В марте 2022 года мировой часовой рынок был на пике популярности.
Rolex Daytona из нержавеющей стали стоил чуть больше 50 000 евро, любые новые часы, выпущенные ограниченным тиражом, раскупались в считанные минуты, а сайты вроде ONEWATCH привлекали множество новых читателей. С тех пор ситуация значительно охладилась. По данным Chrono24, та же Daytona сейчас стоит около 30 000 евро, мы пережили два не слишком удачных выпуска “Часов и чудес”, а лимитированные серии, раскупаемые в мгновение ока, кажутся ушедшими в прошлое. Однако говорить о том, что часовой рынок переживает кризис, тоже не совсем верно. Как же описать его нынешнее состояние?
В августе 2022 года я написал обновление, в котором описал, что пережил часовой рынок после пандемии. Он ожидал, что спекулянты уйдут, но полного упадка не будет. Мне неприятно это признавать, но, глядя на текущую ситуацию, я думаю, что он был полностью прав. Судя по различным источникам, положительная тенденция, похоже, продолжится там, где она закончилась незадолго до пандемии. Давайте подробнее рассмотрим некоторые из этих источников и попробуем разобраться в цифрах.
Рынок подержанных часов
Сначала я рассмотрю рынок подержанных часов, а затем посмотрю, что можно сказать о рынке новых часов. В отчете Morgan Stanley за март 2024 года о ключевых тенденциях в швейцарской часовой индустрии есть раздел, посвященный рынку подержанных часов. В нем показано, что цены на 25 из 34 исследуемых брендов снижались в течение 2023 года. Такие бренды, как Audemars Piguet, Patek Philippe и Rolex, оказались в числе самых потерявших в цене: -18 %, -15,7 % и -8 % соответственно. Именно эти бренды, больше всего пострадали от спекулянтов: такие часы, как Royal Oak, Nautilus и Daytona.
Эти цифры действительно выглядят довольно серьезно. Однако если посмотреть на общий рынок подержанных часов, то все выглядит не так уж плохо. Возьмем, к примеру, этот график из ChronoPulse от Chrono24. 11 марта 2020 года, в день, когда ВОЗ признала вспышку коронавируса глобальной пандемией, рынок подержанных часов индексировался на уровне 1,139. В апреле 2022 года, когда он достиг своего максимума, этот показатель составлял около 1,840. В ноябре 2023 года он опустился до 1,430, и так продолжается до сих пор. Так что да, мы, безусловно, стали свидетелями коррекции, вызванной пандемическим безумием, но рынок подержанных автомобилей, похоже, набирает обороты с того момента, когда он остановился прямо перед началом эпидемии.
Рынок новых швейцарских часов
К сожалению, информации о состоянии швейцарской часовой индустрии не так много. Бренды не любят разглашать свои цифры, а такие отчеты, как Morgan Stanley, дают лишь оценки, основанные на данных экспорта. Поэтому я должен с осторожностью интерпретировать эти цифры и могу использовать их только для выявления некоторых тенденций. Например, если взглянуть на эти цифры экспорта, то можно заметить, что с июля прошлого года бренды сильно пострадали. В предыдущие месяцы экспорт швейцарских часов демонстрировал двузначный рост почти на 15 %. С тех пор, вплоть до января 2024 года, от этого роста осталось всего 3-5 %.
Но это означает, что мы не можем говорить о кризисе как таковом. В конце концов, мы все еще наблюдаем рост, а не упадок. Кроме того, оценки Morgan Stanley по обороту 20 ведущих брендов показывают, что жалеть их не стоит. Четырнадцать из этих брендов в 2023 году достигли большего оборота, чем в 2022 году. Во многих из этих случаев бренды также продали больше устройств, чем годом ранее. Однако, опять же, мы должны воспринимать эти цифры с долей соли. Такие люди, как Ник Хайек-младший, генеральный директор Swatch Group, и Джордж Керн, генеральный директор Breitling, выразили свои сомнения в том, как были определены эти цифры.
Более высокие затраты приводят к росту цен
Но даже если эти цифры неверны, люди, работающие в отрасли, говорят нам, что рынок охладился. Это может быть связано и с тем, что цены на новые часы значительно выросли с 2019 года. Отчасти это было сделано для того, чтобы соответствовать росту цен на рынке подержанных часов. Однако отчет компании Deloitte показывает, что бренды также сталкиваются с проблемой поиска квалифицированного персонала и ростом стоимости сырья. Чтобы поддерживать высокий спрос, необходимо вкладывать много денег. В конечном итоге эти инвестиции оплачивают покупатели.
Что дальше?
В заключение можно сказать, что на данный момент часовой рынок, похоже, вышел на ровную линию. Многие новые и подержанные часы по-прежнему продаются, но не похоже, что существенный рост не за горами. Как вы думаете, что произойдет в оставшейся части этого года? Учитывая нестабильную ситуацию в мире, приближающиеся важные выборы и многочисленные крупные конфликты, это не похоже на момент, когда стоит раскошеливаться. Поэтому я ожидаю, что в ближайшие месяцы мало что изменится. Но возможно ли, что коррекция еще не закончилась и рынок может еще немного сократиться?
Дайте мне знать, что вы думаете об этом в Telegram–канале. Возможно, вместе мы сможем разобраться во всем этом.