Неделя в Японии с Grand Seiko раскрывает секреты уникального мастерства бренда

Неделя в Японии с Grand Seiko раскрывает секреты уникального мастерства бренда ИСТОРИИ БРЕНДОВ

Утверждать, что Grand Seiko – японская компания, все равно что говорить, что Эйфелева башня принадлежит Парижу.

Поначалу это кажется настолько очевидным, что можно забыть о том, что самый знаменитый памятник Франции не был предназначен для постоянного пребывания в нем. В случае с Grand Seiko японскость бренда заключается не только в его местоположении. Дело не в том, что часы производятся в Японии; дело в том, что часы делаются японским способом, который бренд называет Dou (道) или “Путь”. Пару месяцев назад у меня была возможность провести неделю в Японии, и моей целью, помимо посещения нескольких ключевых для бренда мест, было понять, что делает Grand Seiko уникальной. Выяснить, что делает ее неотъемлемо, глубоко, блестяще японской.

Когда в конце лета я получил приглашение от Grand Seiko наконец-то посетить Японию, мануфактуры и другие важные объекты бренда (я говорю “наконец-то”, потому что изначально эта поездка планировалась на весну 2020 года…), я не мог скрыть определенного волнения.

Я давно хотел посетить Японию – страну, которая казалась мне далекой, на которую я смотрел глазами западного человека, полного предрассудков. Я склонен романтизировать такие вещи, и эта склонность легко может привести к разочарованию. Реальность иногда может нанести сильный удар. В данном случае она, конечно, ударила, но не так, как я ожидал. Возможность побывать в Японии по многим причинам была уникальным опытом, и, возможно, именно поэтому компания Grand Seiko назвала эту поездку “Grand Seiko Media Experience”.

Неделя в Японии с Grand Seiko раскрывает секреты уникального мастерства бренда

Неделя в Японии с Grand Seiko раскрывает секреты уникального мастерства бренда

Если бы мне пришлось подвести итог всей недели одним словом, то это были бы контрасты. Контрасты можно увидеть во всех сферах повседневной жизни Японии. Контраст между современностью – вездесущей передозировкой технологий – и глубоким уважением к традициям. Контраст между сильной поп-культурой и андеграундом и глубоким уважением к правилам и порядку. Эта амбивалентность прекрасно проявляется, когда вы выходите из Мэйдзи-дзингу, одного из самых известных и традиционных синтоистских святилищ Токио, и сразу же оказываетесь в Сибуе, одном из самых популярных районов ночной жизни Токио.

Неделя в Японии с Grand Seiko раскрывает секреты уникального мастерства бренда

Эти контрасты, эта постоянная двойственность – вот что определяет Японию. У нее своя культура, свой способ ведения дел, свой взгляд на все аспекты жизни. Возможно, дело в долгой изоляции страны, но, несмотря на необходимость открыться миру, Япония остается местом, не похожим на другие. Что меня еще больше удивило, так это то, что Grand Seiko во всех областях своего часового производства, начиная с первоначального этапа создания часов и заканчивая процессом проектирования и, наконец, производственными мощностями, также представляет собой мир уникальных и захватывающих контрастов.

От “Дома точности” до Grand Seiko

Наше путешествие в мир Grand Seiko начнется в Гинзе, высококлассном торговом районе Токио, но также и на родине Seiko, с посещения музея Seiko. Это впечатляющее место – очень рекомендую – с коллекцией из более чем 10 000 часовых инструментов, демонстрирующих эволюцию часового дела в Японии, а также рождение и развитие Seiko и Grand Seiko на протяжении многих лет.

Неделя в Японии с Grand Seiko раскрывает секреты уникального мастерства бренда

Чтобы понять, как родилась компания Seiko, или, лучше сказать, Дом точности Seikosha – seikō (точность), sha (дом), – нужно сначала вспомнить, что в течение многих веков Япония не использовала ту же систему отсчета времени, что и западные страны. Опираясь на лунный календарь, японское времяисчисление строилось на делениях между восходом и заходом солнца – шесть делений между восходом и закатом, еще шесть делений между закатом и восходом – но в условиях смены времен года эти единицы были разной длины.

По этой причине до реставрации Мэйдзи страна полагалась на вадокэй (和時計) – часы, измеряющие традиционное японское время. После реставрации и перехода на солнечный календарь в 1873 году возникла потребность в новых знаниях в области часового дела.

Кстати, Вам также будет интересно:  Piaget, искусство изготовления ультратонких часов и миниатюризация

Неделя в Японии с Grand Seiko раскрывает секреты уникального мастерства бренда

Все должно было измениться с появлением Кинтаро Хаттори. В 1881 году, когда Хаттори был всего 21 год, он открыл свою мастерскую в районе Гинза, где продавал и ремонтировал часы. Несколько лет спустя, заняв заброшенный завод в Токио, он построил собственную часовую фабрику, которая получила название Seikosha – впоследствии ставшую Seiko. В 1892 году были выпущены первые часы, в 1913 году с завода сошли первые наручные часы этой марки, а в 1924 году название Seiko впервые появилось на циферблате.

К 1895 году, всего через три года после основания Seikosha, компания начала экспортировать продукцию, а к 1911 году Seikosha заняла 60 % внутреннего рынка. Однако все было не так просто, как казалось. Несмотря на то что страна переживала бурный рост и индустриализацию, изоляция Японии все еще была сильна. В конце концов машины начали заменять рабочую силу в Seikosha. После поездок на Запад Хаттори вернулся с мощными паровыми двигателями и самыми современными станками. Экспертизу и производственные мощности пришлось закупать в Европе и Америке. И это можно оценить, взглянув на ранние часы марки. Контраст начинается уже здесь.

Глубокая японская культура под сильным влиянием Запада – то же самое можно сказать и о Японии в целом, которой в то время пришлось столкнуться с огромным давлением со стороны западных стран, чтобы адаптироваться к остальному миру. Великое землетрясение 1923 года также оказало огромное влияние на Японию и разрушило здание компании Seiko в Гинзе. В истинно японском духе Хаттори подсчитал свои потери и за четыре дня начал восстанавливать производство. К декабрю 1924 года Сейкоша была отстроена заново. К 1932 году было завершено строительство Часовой башни, которая возвышается над зданием Wako и является эмблемой района.

Неделя в Японии с Grand Seiko раскрывает секреты уникального мастерства бренда

Анекдот из музея, который привел к долгой беседе с одним из кураторов… Я обнаружил небольшие наручные часы конца 1930-х годов с корпусом, напоминающим Calatrava, и секторным циферблатом, на котором вместо Seikosha Precision было бы идеально напечатано название Longines или Patek (должен признаться, что я подтолкнул команду Seiko к идее повторного выпуска).

Здесь я хочу подчеркнуть контраст между тем, что всегда ощущалось как глубоко японский бренд, и производством, на которое все еще сильно влияли внешние факторы.

Неделя в Японии с Grand Seiko раскрывает секреты уникального мастерства бренда

Только после Второй мировой войны можно оценить изменения в дизайне и духе. Такие часы, как Marvel, King Seiko, Cronos или Gyro-Marvel, проложили путь к созданию Grand Seiko в 1960 году. Первые часы, носившие это имя, были еще относительно обычными по дизайну. Все изменилось в 1967 году с появлением знаменитой модели 44GS и созданием Grand Seiko Style, так называемой “Грамматики дизайна”. С этого момента Grand Seiko начала наполнять свои часы чисто японским духом, который распространялся на все аспекты часов, от дизайна, точности и разборчивости до уникального способа игры со светом.

С этого момента слово Dou (道) или “Путь” стало навязчивой идеей, которая прослеживается во всем – от производства до конечного продукта на запястье. Но поначалу все складывалось для Grand Seiko непросто. До 2010 года Grand Seiko была (почти) единственным продуктом на внутреннем рынке. В 2010 году Синдзи Хаттори, правнук основателя Seiko Кинтаро Хаттори, решил открыть Grand Seiko для остального мира.

Осознавая необходимость того, чтобы Grand Seiko выделялся на фоне своего более доступного и функционального собрата Seiko, в 2017 году Grand Seiko стал самостоятельным брендом и с тех пор приобрел впечатляющую известность и популярность. Не говоря уже о том, что часы Grand Seiko в высшей степени контролируемо ощущаются как уникальные, как разные, как японские, как никогда раньше.

Неделя в Японии с Grand Seiko раскрывает секреты уникального мастерства бренда

Но как производятся эти часы? Первый опыт знакомства с производством часов Grand Seiko был явно не таким, как я ожидал; как я уже упоминал, я начал свое путешествие со многими предубеждениями. Внутри здания Wako находится Atelier Ginza… Не то место, где вы ожидаете увидеть часовых мастеров за работой.

Кстати, Вам также будет интересно:  Время нырять: Краткая история часов для дайвинга

Тем не менее, здесь вы найдете небольшую комнату – одно из двух мест, где производятся часы ультравысокого класса. Это место было создано специально для окончательной сборки и доводки турбийона Grand Seiko Kodo под руководством рок-звезды швейцарского часового искусства Такумы Каваучии (музыканта, ставшего часовщиком и одержимого звуком биения механизма). И это место не может быть более отличным от остальных. Это жемчужина короны, которая сочетает в себе традиционное японское часовое производство и технику с западными приемами и процессами. Однако моя следующая встреча кардинально изменила это первоначальное восприятие.

Первая остановка, Seiko Epson Shiojiri, храм кварца и пружинного привода

На западе, в горах рядом с Нагано, находится очень важное для Seiko и Grand Seiko место – завод Seiko Epson Shiojiri. Здесь работает около 600 сотрудников, и с первого взгляда кажется, что это промышленный завод, большое белое здание, в котором вполне можно было бы производить фармацевтическую продукцию или химикаты. И в какой-то степени это не совсем так… По сравнению с Atelier Ginza контраст был разительным.

Seiko Epson Shiojiri Plant - Shinshu Watch Studio

И все же, чем больше погружаешься в это здание, тем сильнее ощущаешь эти контрасты. Как я уже сказал, непреодолимое ощущение двойственности… Именно здесь производятся все кварцевые механизмы и механизмы с пружинным приводом (9F и 9R соответственно). Но не только. Здесь также почти полностью производятся часы с этими механизмами, здесь находится студия Shinshu Watch Studio, полностью посвященная часам Grand Seiko, и, наконец, студия Micro-Artist.

Это место снова источает контрасты. Оно находится на пересечении традиционного мастерства и новаторских технологий. Одна сторона завода Shiojiri, как и следовало ожидать, посвящена производству деталей – всех видов деталей, от заготовок для механизмов до необработанных корпусов и электронных компонентов. Высокоразвитые промышленные объекты не были частью нашего визита.

Однако, когда я говорил о связи с химическими веществами, это было не так уж и надуманно, и в этом можно убедиться, взяв в руки огромный кристалл кварца, выращенный на собственном производстве Seiko. Это, наряду со многими другими аспектами данного производства, свидетельствует о стремлении группы быть максимально независимой. Или это результат долгой изоляции, которая заставила Seiko действовать таким образом? Президент Seiko Watch Corporation Акио Наито сказал мне, что отсутствие внешних поставщиков привело к такой стратегии вертикальной интеграции.

Неделя в Японии с Grand Seiko раскрывает секреты уникального мастерства бренда

Продвигаясь дальше по территории завода Seiko Epson Shiojiri, вы оказываетесь в часовой студии Shinshu. Здесь все кардинально меняется по сравнению с тем, на что намекает внешний вид здания. Именно здесь по-настоящему проявляется различие между Seiko и Grand Seiko. Здесь корпуса отделываются вручную с использованием техники Zaratsu и волосяных линий, которую я не видел нигде в Швейцарии (а я видел больше производителей, чем хочу признать!).

Повсюду чувствуется ручное мастерство, ощутимая преданность женщин и мужчин, работающих над этими часами. Это все еще довольно масляное место, но вы можете увидеть внимание к деталям. Работники, которым доверена эта задача, могут использовать только глаза и ощущения кончиков пальцев, чтобы точно определить угол и давление. Тогда и только тогда появляются знаменитые зеркально-полированные поверхности без искажений.

Неделя в Японии с Grand Seiko раскрывает секреты уникального мастерства бренда

Grand Seiko по праву гордится своими циферблатами, и они также выполнены в этой студии (по крайней мере, те, что используются в часах 9R и 9F), с использованием текстур, отражающих философию бренда “Природа времени”. Японское внимание к деталям становится очевидным, когда вы видите, как выполнены маркеры этих часов.

И снова техника, которую я никогда раньше не видел. Здесь нет станков с ЧПУ или управляемых компьютером инструментов для алмазной резки; вместо этого маркеры вырезаются и полируются вручную с помощью вращающегося барабана – мне до сих пор интересно, как именно он работает, но я оставлю это как часть тайны.

Неделя в Японии с Grand Seiko раскрывает секреты уникального мастерства бренда

Сборка, настройка и контроль происходят в ряде ателье, которые удивительным образом отличаются от швейцарских или немецких мануфактур. Прежде всего, это поза. Японские часовщики работают с микроскопом, а не с лупой. Это мелочь, но она имеет свое значение в общей философии Grand Seiko. Она отражает иной образ мышления.

Кстати, Вам также будет интересно:  Часовая промышленность: как часы повлияли на экономику

Неделя в Японии с Grand Seiko раскрывает секреты уникального мастерства бренда

В часовой студии Shinshu также находится Micro Artist Studio, вторая жемчужина бренда, где создаются элитные часы Grand Seiko и Credor. Контраст с остальной территорией завода снова поражает. Здесь время бьется по-другому, медленно, спокойно. Там Филипп Дюфур заботливо следит за всем. Там часы – это не просто хронометры.

Это предметы настоящего японского искусства, созданные высококвалифицированными часовыми мастерами, прошедшими внутреннее обучение в студии Takumi. Действительно, в Японии вы не становитесь часовым мастером, вы становитесь Такуми (匠), что уже давно признано правительством и ценится компанией Grand Seiko.

Неделя в Японии с Grand Seiko раскрывает секреты уникального мастерства бренда

Там вы можете быть выбраны японским правительством в качестве современного мастера-ремесленника и награждены медалью “Желтая лента”, которая вручается людям, ставшим примером для подражания благодаря преданности своему делу. В сравнении с технологией, используемой в механизме Spring Drive, это то, что лучше всего представляет мне концепцию японскости, столкновение культур, которое приводит к созданию объекта, где постоянно ищут совершенства.

Остановка вторая, механическая в Grand Seiko Studio Shizukuishi

Вторая половина этого опыта приведет нас на север Хонсю, главного острова Японии, в тихий лес в префектуре Иватэ, рядом с горой Иватэ, одной из самых известных и в то же время застенчивых гор страны. Мы находимся далеко от Токио и его ярких огней. Главное здание, в котором находится Grand Seiko Studio Shizukuishi, – еще одно потрясение, сильно контрастирующее с тем, что было позади нас, – Shinshu Watch Studio.

Неделя в Японии с Grand Seiko раскрывает секреты уникального мастерства бренда

Неделя в Японии с Grand Seiko раскрывает секреты уникального мастерства бренда

Здесь производятся механические часы. И не только механизмы. Целые часы. Рядом с этим безупречным, спокойным деревянным зданием находятся еще промышленные цеха, где производятся необработанные детали. И действительно, как бы удивительно это ни звучало, но корпуса, циферблаты и другие внешние компоненты механических часов производятся здесь же.

Производственные мощности Studio Shizukuishi удвоены. Это объясняет, почему, например, между часами Spring Drive и механическими часами, входящими в коллекцию Grand Seiko 4 Seasons Collection, существуют небольшие различия.

Неделя в Японии с Grand Seiko раскрывает секреты уникального мастерства бренда

В этом месте ощущается спокойствие, связь с природой, которая была ключевой при его создании и сохраняется с момента его открытия в 2020 году. Природа окружает это место, почти вторгаясь в него. В каком-то смысле этот контраст между тем, что остается промышленным предприятием, и этим местом вызывает те же чувства, что и восприятие большинством из нас механических часов в сравнении с пружинными или кварцевыми.

Несмотря на то, что многие из них имеют высокочастотный механизм, механические часы работают гораздо медленнее, чем часы с кварцевым управлением. В каком-то смысле это древнее, традиционное часовое производство против инноваций и технологического мастерства. Как и во всей Японии, контрасты здесь повсюду.

Неделя в Японии с Grand Seiko раскрывает секреты уникального мастерства бренда

И снова время здесь летит по-другому. Это современное производство, призванное стать примером того, на что способна страна. Но при этом она сохраняет глубокие традиции, уходящие корнями в ее местоположение и окружение. Но это также место, где были разработаны самые передовые механизмы, такие как Calibre 9SA5 с двойным импульсным спуском.

Стремление всегда делать лучше неизбежно; идея постоянного совершенствования присуща Grand Seiko, и все же время, кажется, остановилось рядом с Мориокой.

Неделя в Японии с Grand Seiko раскрывает секреты уникального мастерства бренда

Наступает момент, когда вы надеваете часы на запястье, за спиной – Grand Seiko Studio Shizukuishi, справа – кленовые деревья, покрасневшие от осени, слева – небольшой сад, оформленный в соответствии с японскими традициями, а вдалеке на вас смотрит гора Ивате. Тогда вы понимаете, что значит японскость в Grand Seiko.

Неделя в Японии с Grand Seiko раскрывает секреты уникального мастерства бренда

За подробностями… Обычно я приглашаю вас заглянуть на сайт www.grand-seiko.com, но в этот раз даже в меру своих возможностей я не смогу пересказать все, что видел и чувствовал во время этого опыта. Поэтому вместо того, чтобы нажимать на ссылку, я предлагаю вам полететь в Японию.

Команда ONEWATCH

Будучи энтузиастом часового дела, Максим работал с качественными часами всех ценовых категорий и калибров, винтажными и современными. Он родился в Беларуси, изучал историю искусств в Америке и является поклонником хоккея, футбола и оптимизма.

Оцените автора
Наручные часы всех известных брендов
Добавить комментарий