Жиль Липовецкий – известный французский философ-эстетик, который, беседуя недавно с испанской газетой El País, сказал следующее: “Раньше роскошью было самое редкое, самое красивое и самое дорогое.Сегодня это еще и дурной вкус, уродливый, вульгарный и даже непристойный”.
Но когда хороший вкус становится плохим? Давайте рассмотрим границы хорошего вкуса в часах с помощью фотографий изделий некоторых уважаемых, бунтарских и авангардных марок.
Липовецкий недавно опубликовал книгу “Китч в эпоху гипермодерна”. Слово “китч” имеет немецкое происхождение и в переводе с английского означает “никчемное, дрянное искусство” – вспомните бархатный портрет Элвиса в золотой раме, хороший пример дурного вкуса, по моему скромному мнению. В книге Липовецкого о китче он анализирует дурной вкус в роскоши. Он утверждает, что роскошь – а в эту сферу входят и элитные часы – уже не та, что раньше. То, что когда-то ассоциировалось с элегантностью, эксклюзивностью и хорошим вкусом, постепенно превратилось в нечто иное. Липовецкий знает, что произошло.
Исследование потертых краев хорошего вкуса в часах: стал ли китч новым шиком?
“Роскошь была самой редкой, самой красивой, самой дорогой и, следовательно, самой желанной”, – сказал Липовецкий в El País, рассказывая о своей книге. “И вот сегодня определенное количество престижных брендов заигрывает с китчем, дурным вкусом, уродливым, даже вульгарным и непристойным. Я думаю, это началось в девяностые годы с порношика в коммуникациях люксовых брендов. В их рекламе появились порнографические аллюзии и зоофилия. Это было начало”.
Есть и другие примеры в моде, где художественные выходы становятся вульгарными и китчевыми проявлениями дурного вкуса. Но что произошло в мире роскошных часов? Неужели китч тоже стал шиком?
Если вкратце рассказать длинную и сложную историю, то роскошь, которая когда-то была уделом элиты, стала демократичной и повсеместной. Народный вкус стал доминирующим фактором в мире роскоши, а это значит, что излишества – такие как большие, блестящие и откровенно дорогие часы – стали нормой. В результате у богатых людей в наши дни сформировались практически те же вкусы, что и у широких масс.
Роскошь как выражение богатства или личной свободы
Классовая культура мертва, а деньги живут. Капитализм уничтожил традиции, а богатство приносит только вещи. Господство материализма выхолостило значение роскоши как культуры. Интернет открыл миру роскошь, и нетрадиционные богачи – агенты по продаже недвижимости, банкиры, криптовалютные трейдеры, профессиональные спортсмены и так далее – использовали свои огромные деньги для покупки большого количества предметов роскоши, таких как автомобили, яхты, одежда, украшения и, конечно же, часы. В отличие от традиционной социальной элиты, которая покупает предметы роскоши, потому что они являются неотъемлемой частью ее мира, нувориши покупают их без исторического контекста.
Roger Dubuis Knights Of The Round Table Titanium Damascus
Новые богатые люди достаточно свободны и состоятельны, чтобы изобретать колесо роскоши. Но это похоже на слоган Audemars Piguet: “Чтобы нарушить правила, нужно сначала их освоить”. Не имея прочной основы, роскошь начинает буйствовать. Новая толпа будет использовать свое состояние на предметы роскоши только для того, чтобы выразить богатство и статус, демонстрируя грубое поведение и отсутствие манер и знаний. Предметы роскоши – это не личное выражение свободы. Скажите это персонажу Николаса Кейджа Сейлору в фильме Дэвида Линча “Дикие сердцем” 1990 года, который с гордостью заявляет следующее о дорогой и пышной одежде, которую он носит: “Это куртка из змеиной кожи! И для меня это символ моей индивидуальности и моей веры… в личную свободу…“. А когда Николас Кейдж не играет, он выражает ту же веру с помощью Rolex Daytona Leopard.
Громкий бум роскоши
Бренды также видят преимущества в том, что деньги тратятся с легкостью. В конце концов, бренды, выпускающие предметы роскоши, – это коммерческие структуры. Помню, как в начале 2000-х годов во время часовой выставки Baselworld я разговаривал на эту тему с PR-специалистом Rolex. Мне сказали, что Rolex мог бы продавать гораздо больше часов с драгоценными камнями, потому что спрос на них в некоторых регионах мира просто зашкаливает, но бренд не хочет этого делать, потому что это повредит его солидному швейцарскому имиджу. Рынок громких, блестящих и очень дорогих часов бурно развивался уже тогда, и с тех пор его бум становился все более громким.
Разрушение традиционных правил и ролей также привело к тому, что неформалы победили формалов. Теперь все вокруг – “повседневный шик”. Сочетание кроссовок, джинсов, толстовки с капюшоном и золотых часов в качестве глазури на торте – обычный наряд в наши дни. Сдержанность сменилась безграничностью, так сказать, все идет в ход.
Имидж бренда очень важен, и поэтому его нужно защищать. Но бренды все же пытаются раздвинуть границы. Они проявляют свою индивидуальность и при этом исследуют истертые края хорошего вкуса.
Плохой вкус – это тоже вкус, или есть что-то большее?
Вкус, конечно, субъективен. “Плохой вкус” – это тоже вкус, и то, что я считаю хорошим вкусом, вполне может быть плохим вкусом в ваших глазах. Красота – в глазах смотрящего, но мы можем объяснить, почему люди находят определенные часы красивыми. Когда речь заходит о вкусе, в дело вступают психологические механизмы. Компенсация является одним из аспектов – человек, который водит большую машину, может делать это, чтобы компенсировать…
Но я не думаю, что существует корреляция между маленькими ступнями и огромными бриллиантами на запястье. Однако несомненно то, что почти каждый человек сомневается, пытается найти баланс и хочет быть полным. Такие предметы роскоши, как часы, привлекают внимание, рассказывают чудесные истории и обещают счастье, к которому все стремятся; с правильными часами на запястье можно компенсировать то, чего не хватает внутри. Так свидетельствуют ли более громкие часы о большей внутренней пустоте? Возможно, это чрезмерное упрощение. Но правда в том, что трезвые Patek Philippe Calatrava говорят нечто совершенно противоположное, чем все те часы, которые я выбрал для оживления своего рассказа.
В этой статье, рассказывающей об истертых краях хорошего вкуса в часах, присутствуют экземпляры от Rolex, G-Shock, Cartier, Hublot, Roger Dubuis, Chanel, Bell & Ross и Audemars Piguet. Но я также мог бы использовать часы (почти) всех других известных человеку люксовых часовых брендов.