Почему одни тематические часы сразу же приносят удовлетворение, а другие, казалось бы, не работают, заставляя покупателей задавать себе вопрос: “Зачем вообще существует этот продукт?” Все мы видели кобрендовые часы, тематические часы или часы, созданные в рамках коллаборации, которые сразу же приковывают к себе внимание и просто работают, и столько же, если не больше, часов, которые по тем или иным причинам оказываются совершенно неудачными. Я считаю, что существует некая формула, с помощью которой мы можем понять, почему одни тематические часы получаются удачными, а другие – китчевыми и диковинными.
Тематические часы берут какую-либо идею или визуальную эстетику, обычно не имеющую прямого отношения к часам, и пытаются объединить ее с более простым представлением о том, что входит в состав простых часов. Хорошие тематические часы ценны для брендов, потому что расширяют их клиентскую базу; ценны для потребителей, потому что помогают им оценить сразу две вещи – часы и тему. Эмоциональные реакции, которые вызывают такие часы, в конечном счете и заставляют людей покупать их, и именно поэтому обсуждение тематических часов важно в контексте оценки и понимания часов.
Два основных способа включения темы в дизайн часов – это либо прямое празднование этой темы, либо воображение нового предмета, который логически и эмоционально мог бы существовать в рамках этой темы, как ее часть. И праздничные, и фантазийные тематические часы включают в себя некую идею или объект, не связанный с часами, в идеале – идею, которая вызывает положительные ассоциации у как можно большего числа людей, и дизайнеры обоих типов понимают важность воплощения этой идеи или объекта в наручных часах.
Праздник против воображения в дизайне тематических часов
Часы, посвященные какой-либо теме, – это часы, на которых изображены знаки, призванные пропагандировать эту тему, подобно тому как плакат, кружка или футболка могут быть посвящены какому-либо месту, событию или идее. Эти плакаты, кружки и футболки не существуют сами по себе, а скорее являются холстом, на котором можно изобразить празднование этой темы – обычно с явным упоминанием или отображением этой темы.
Изделия в праздничном стиле – отличный сувенир, но не более того. Я не говорю, что не существует хорошо оформленных часов в праздничном стиле, но их не так много. И практически нет хороших часов праздничного стиля высокого класса. Проблема в том, что часы, посвященные какой-либо теме, часто не имеют самостоятельной ценности вне этой темы. Немногие вещи стоят того, чтобы постоянно отмечать свой интерес, и часто тема настолько громкая, что фактически умаляет удовольствие от самих часов.
Любые тематические часы, посвященные празднику, могут быть хороши только как лучшие сувениры. Соответственно, большинство сувениров ценны лишь в той мере, в какой ценны связанные с ними воспоминания. Именно поэтому большинство сувениров недороги и не отличаются особым дизайном. Не то чтобы сувенирные часы были плохими, но почти по определению они не могут быть оценены независимо от темы, которую они призваны отметить.
Часы в праздничном стиле могут иметь на циферблате намалеванную марку, какой-либо откровенный и излишний элемент дизайна, бросающийся в глаза, подпись художника или даже настоящую часть какого-либо якобы важного предмета – подходов к праздничному стилю существует огромное множество. Я не пытаюсь утверждать, что перечисленные выше стратегии дизайна универсально неправильны, равно как и то, что все часы, выполненные в праздничном стиле, не приносят удовлетворения или плохо оформлены. Однако я хочу сказать, что чаще всего тематические часы в стиле “праздник” подвергаются критике со стороны сообщества энтузиастов и редко, если вообще когда-либо, рассматриваются как вечный дизайн или классика.
Почему тематические часы в стиле воображения работают лучше всего
Теперь давайте поговорим о тематических часах в стиле воображения и о том, почему они часто оказываются более привлекательными, чем часы в стиле праздника. Если тематические часы в стиле праздника – это часы, которые явно пропагандируют какую-то тему, то часы в стиле воображения представляют, что они на самом деле являются ее частью. Возьмем в качестве примера вселенную “Звездных войн”. Часы в стиле “Звездных войн”, посвященные персонажу Люка Скайуокера, могут заимствовать элементы дизайна его костюмов, оружия, приключений и, конечно, вводить общий брендинг “Звездных войн”. Такие часы действительно существуют, и они имеют праздничную тематику, поскольку пытаются объединить знакомые элементы дизайна в часы, которые, как вам говорят, должны напоминать вам о великой вселенной “Звездных войн”, а также о вашей любви к джедаям. Вы видите, что это очень похоже на сувенир?
В качестве альтернативы тематическим часам, выполненным в стиле воображения, можно предложить такую идею: “Как бы выглядели наручные часы, если бы их разработал тот же человек, который создал оружие светового меча, и если бы это было что-то, что персонаж Люка Скайуокера мог бы носить во время своих приключений?”.
При этом учитываются знания о вселенной “Звездных войн”, интимные подробности того, чем занимался этот персонаж и как выглядят предметы, которыми он работал и пользовался. Затем дизайнер представляет себе новый предмет, которого раньше не было, но который должен гармонично существовать в этом пространстве. В этой ситуации дизайнер часов Luke Skywalker создал бы нечто, что могло бы тематически существовать в рамках самой вселенной “Звездных войн”, а не было бы просто предметом, посвященным этой вселенной (или ее части).
То же самое мы видим и в часах с тематикой автоспорта: некоторые из них украшены аляповатыми полосками, автомобильными цифрами или просто наклеены на циферблат. Другие же, напротив, умело включают в себя элементы исторического автомобиля или, в редких случаях, создают совершенно уникальные часы, чтобы создать связь с гоночной командой, классическим автомобилем или событием.
Основная причина, по которой мы не видим больше часов, выполненных в стиле воображения, заключается в том, что они более сложны в изготовлении, требуют больше времени и требуют особого мышления и набора шагов для правильного проектирования.
Я разговаривал с несколькими профессиональными промышленными дизайнерами, и, по их словам, это понятие, как правило, не входит в стандартную программу обучения. Если клиенты часовых марок не знают, что нужно просить, а дизайнеры не обучены применять это понятие, то логично предположить, что правильно выполненные часы в стиле воображения будут встречаться редко.
Это печально, потому что, на мой взгляд, качественная разница между тематическими часами в стиле праздника и в стиле воображения огромна, и рынку не помешало бы больше продуманных решений в этом стиле.