Одной из самых желанных моделей часов Omega Speedmaster является модель Alaska Project 2008 года.
Вокруг нее ходит миф об оригинальных Speedmaster с белым циферблатом, которые Omega разработала для NASA, но она также выделяется своим сурово-белым циферблатом со стрелками-ракетами и красной секундной стрелкой хронографа.
Кодовое название Alaska Project
Когда в 2008 году Omega представила Speedmaster Alaska Project ограниченной серией в 1 970 экземпляров, часы Speedmaster были совсем не такими, как сейчас. Даже те лимитированные серии, которые сейчас очень желанны, в те времена продавались не сразу. Сегодня Speedmaster Alaska Project 2008 года является ценным экспонатом в коллекции энтузиастов Speedmaster.
Самое интересное – это история создания этой модели Speedmaster с белым циферблатом (артикул 311.32.42.30.04.001). Все началось в конце 1960-х годов, когда инженер НАСА Джеймс (Джим) Х. Раган, ранее работавший над процедурами тестирования часов и камер для проекта “Аполлон”, продолжил разработку спецификаций для оборудования, которым будут пользоваться астронавты.
Название проекта “Аляска” имеет мало общего со штатом, кроме его названия. Omega использовала кодовые слова для многих своих проектов. Это было сделано для того, чтобы свести к минимуму риск промышленного шпионажа. Компания часто использовала названия городов, стран или штатов для сверхсекретных проектов. Кодовое название Alaska Project использовалось для всего, что касалось NASA, и Omega использовала его до конца 1970-х годов.
Выполнение пожеланий NASA
Для того чтобы астронавты могли использовать хронограф Speedmaster во время внекорабельной деятельности (EVA), он должен был быть ударопрочным для использования на луноходе, а также устойчивым к очень высоким температурам. На Луне температура может подниматься до 120 градусов Цельсия, поскольку там нет атмосферы.
Первым прототипом Speedmaster, выполненным Omega в соответствии с этими пожеланиями, стал титановый Alaska Project 1969 года. В механизме, основанном на калибре 861 Omega, использовались различные материалы и масла, чтобы выдерживать высокие температуры, а титановый корпус был защищен красным внешним корпусом из анодированного алюминия. Кроме того, часы оснащены серебристо-белым циферблатом, чтобы лучше отражать солнечный свет и тепло.
Наконец, в этой модели Alaska Project использовались две стрелки хронографа в форме ракеты, а точнее, капсулы, для лучшей читаемости. Они служили стрелками, указывающими на минутные и часовые треки, когда условия считывания не были оптимальными, в основном из-за вибраций. Omega выпустила первоначальный набор из пяти прототипов Alaska Project в 1969 году.
Однако, несмотря на то, что прототип Speedmaster Alaska Project удовлетворял требованиям NASA, стоимость его производства была слишком высока. Поэтому Omega выпустила другие, менее дорогостоящие прототипы, используя, например, стандартный 42-миллиметровый корпус Moonwatch. Прототип Alaska Project 1970 года с белым циферблатом, капсульными стрелками и тахиметрическим безелем послужил вдохновением для создания часов Project Alaska 2008 года.
Speedmaster Alaska II 1970 года
Сразу после первой версии Omega разработала часы Speedmaster Alaska II. Эта модель была очень похожа на Speedmaster Professional того времени. В ней даже использовался тот же номер корпуса (145.022-69). Внутри находился калибр 861 Omega, механизм хронографа с ручным заводом на базе Lemania. Нам неясно, почему первый прототип Alaska Project в титановом корпусе имел такую странную форму. Была ли это причина, связанная с ударами, другие технические требования или просто функциональность, мы не знаем.
Многие элементы первой версии исчезли во второй, но остался внешний корпус из анодированного алюминия красного цвета, защищающий часы от высоких температур (до 120 градусов Цельсия под прямыми солнечными лучами).
Корпус из красного анодированного алюминия имел 60-минутную шкалу, что делало тахиметрическую шкалу непригодной для использования. Однако, насколько я знаю, тахиметрическая шкала в любом случае не очень полезна в космосе (поправьте меня, если я ошибаюсь). 60-минутная шкала имеет больше смысла, поскольку астронавты могли бы использовать ее для отметки определенного времени в сочетании с минутной стрелкой. Более поздние прототипы Alaska II имели безель 0-60 вместо безеля с тахиметрической шкалой.
Интересно, что некоторые версии Speedmaster Alaska II 1970 года также использовали редкий безель с тахиметрической шкалой “220”. На самом деле это безель с ошибкой. Там, где написано “220”, должно быть “200”. Обычные модели Speedmaster 145.022-69 (1970 года выпуска) с этим дефектным безелем стоят дороже, чем правильные. Интересно, что Omega использовала этот безель для одного из своих прототипов.
Хотя цвет циферблата похож на цвет циферблата первой версии, эти две модели совершенно разные. Первая модель имела наклонный рехаут, накладные часовые метки и не имела маркировки “Speedmaster”. В отличие от нее, Alaska II имела ступенчатый циферблат, печатные часовые метки и обозначение “Speedmaster Professional”.
Стрелки остались похожими: капсульные стрелки дополнительных циферблатов/хронографов, красная секундная стрелка хронографа и черные часовая и минутная стрелки. Однако стрелки в форме капсул изменили цвет с красного на черный, как вы можете видеть. Кроме того, дополнительные циферблаты были глубоко утоплены и снабжены крупными радиальными цифрами. По общему мнению, таких часов Alaska II существует очень мало.
Хотя часы Speedmaster Alaska Project так и не попали ни в одну из миссий НАСА, они украшали запястья советских космонавтов с 1977 по 1981 год. По словам Филипа Корнеля, который рассказал об этом в статье для журнала SpaceFlight в 2018 году, “космонавты корабля “Союз-25” Владимир Ковалёнок и Валерий Рюмин носили на левом предплечье скафандров “Сокол” часы Alaska II Speedmaster с красным внешним корпусом”.
Позже, в 1978 году, часы Alaska Project II также были на запястьях космонавтов Владимира Ковалёнка и Александра Иванченкова во время EVA. Таким образом, в итоге специально разработанный компанией Omega “Аляска Проджект” добрался до космоса.
Проект Speedmaster Alaska 2008 года
В 2008 году компания Omega представила часы Speedmaster Alaska Project ref. 311.32.42.30.04.001. Повторное издание прототипа интересно тем, что лишь немногие другие марки выпускали такие часы. Позже Tudor сделал нечто подобное, например, с моделью Black Bay P01.
Оригинальный корпус Speedmaster Alaska II был создан на основе обычного Speedmaster ref. 145.022-69. Новая модель имеет обычный корпус Speedmaster 145.0022 (ссылка на корпус, а не на часы!), аналогичный Speedmaster Professional ref. 3570.50. Отличия заключались, конечно же, в циферблате и задней крышке.
На задней крышке были выгравированы слова “Flight-qualified by NASA for all manned space missions” (“Квалифицирован NASA для всех пилотируемых космических полетов”), а также “Alaska Project Limited Series” (“Лимитированная серия Alaska Project”) и уникальный номер каждых часов. Было выпущено всего 1 970 экземпляров.
Если в оригинальных часах Speedmaster Alaska II 1970 года стоял калибр 861, то в ограниченной серии 2008 года используется калибр 1861. Основанный на том же калибре хронографа Lemania, этот механизм был снят с производства для лунных часов в 2021 году и заменен калибром 3861. Ранее Omega перешла с калибра 861 на 1861 в 1997 году.
Последний имеет родиевое покрытие, в то время как ранние механизмы 861 имели медный цвет. Механизм 861 в часах Speedmaster 1970 года, вероятно, все еще оснащен стальным тормозом хронографа, в то время как в механизме 1861 используется тормоз из дельрина. Калибр 861 также имеет 18 камней вместо 17. В период с 1970 по 2008 год Omega внесла лишь небольшие изменения в механизмы лунных часов с ручным заводом, но для неподготовленного глаза отличия заключаются лишь в цвете отделки механизмов.
Лимитированная серия Speedmaster Alaska Project 2008 года имеет белый циферблат, а также черные стрелки в форме капсул для счетчиков хронографа и красную секундную стрелку хронографа. Изменилось, конечно, использование Super-LumiNova вместо трития, поэтому часовые метки модели 1970 года теперь желтоватые. Что касается красного внешнего корпуса, то, согласно спецификации, он устойчив к температурам от -148 до +260 градусов Цельсия. Внешне он также немного отличается от внешнего корпуса Alaska II 1970 года.
На нем есть текст, уточняющий, что это часы “Проекта Аляска” и “Прибор для измерения экстремальных температур в открытом космосе”. Кроме того, 60-минутная шкала не выделена серебристым цветом. Отличается и задняя сторона. Если в оригинале она была выполнена из натурального алюминия, то в версии 2008 года она полностью красная.
Новый корпус также немного толще оригинального корпуса из красного анодированного алюминия, а кнопки имеют другую форму.
Другие часы Speedmaster Alaska Project
Как я уже упоминал, “Аляска” была кодовым названием для всех проектов Omega, связанных с NASA. Помните модель Alaska III 1978 года, которую Omega изготовила для миссий Space Shuttle? Она отличалась радиальными цифрами на дополнительных циферблатах и задней крышкой с серийным номером NASA и номером изделия. Этот проект был связан с переквалификацией модели Speedmaster в часы для EVA в рамках программы Space Shuttle. В 1978 году часы прошли испытания, и Omega отправила 56 экземпляров в NASA для использования в программе Space Shuttle. Omega использовали эти часы в качестве вдохновения для создания первого издания Speedmaster Speedy Tuesday в 2017 году.
В 1979 году Omega создала новый прототип для NASA, и на свет появилась Alaska IV. Он был создан на основе моделей Speedmaster LCD 1977 года. Однако эти часы были модифицированы и оснащены подсвечиваемым дисплеем хронографа. Omega отправила несколько таких цифровых версий в NASA для тестирования.
После выпуска часов Alaska IV эти специальные проекты не прекратились, но Omega перестала использовать кодовое имя Alaska. В середине 1990-х годов астронавты решили, что им нужны новые часы с некоторыми полезными функциями во время космических путешествий.
Omega разработала модель Speedmaster X-33, которая была протестирована пилотами, астронавтами и космонавтами. Тем не менее Speedmaster Professional остаются единственными часами, допущенными NASA к внекорабельной деятельности.